Воспитание интереса к явлениям общественной жизни

Ознакомление детей старшей группы с явлениями общественной жизни осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. В процессе ознакомления с окружающим задачи умственного и нравственного во

Воспитателям

Воспитание интереса к явлениям общественной жизниОзнакомление детей старшей группы с явлениями общественной жизни осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

В процессе ознакомления с окружающим задачи умственного и нравственного воспитания решаются во взаимосвязи. Эффективность умственного воспитания прежде всего зависит от содержания знаний, от того, какие знания, в какой системе и последовательности необходимо дать детям. Особое внимание воспитатель уделяет решению задач нравственного воспитания. Он выбирает объекты, ознакомление с которыми способствует формированию положительного, уважительного отношения к труду взрослых и людям труда, общественным событиям и праздникам.

В систему знаний о труде взрослых необходимо включить следующие общие представления о данном явлении в целом: о разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве); о труде основных профессий (шахтер, швея, хлебороб, механизатор); об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды); о взаимосвязи труда людей разных профессий. Педагог раскрывает качества советских людей, необходимые для успешной трудовой деятельности, а также значение труда каждого человека для всего общества. На основе знаний об отдельных профессиях начинается знакомство с группами профессий, объединенных одним учреждением, функции которого доступны пониманию детей (например, с работниками ателье, почты и др.).

Выделяется содержание трудовых действий каждого работника (почтальон разносит почту, портниха шьет одежду), у детей формируется представление о труде как о важной, жизненно необходимой и сложной деятельности, которой надо специально учиться.

В предыдущих возрастных группах происходило накопление конкретных представлений о разных видах труда взрослых (в детском саду, в магазине, на строительстве, почте, транспорте, в сельском хозяйстве) в определенной системе (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты и польза труда). В старшей группе предусматривается углубление и расширение знаний об этих видах трудовой деятельности взрослых, вводится знакомство с трудом людей в промышленности, на строительстве, в сельском хозяйстве. Важное место в этом процессе занимают экскурсии, которые подготавливает воспитатель (намечает основную цель, программные задачи, определяет содержание экскурсии, формулирует вопросы к детям).

Например, во время первой экскурсии на стройку детям дается общее представление о широком размахе строительства в нашей стране (строят жилые дома, школы, больницы), о разных строительных профессиях (крановщик, каменщик, маляр, плотник), подчеркивается коллективный характер труда и качество результата труда (дома получаются красивыми, высокими, удобными). На повторных экскурсиях во время беседы знания детей конкретизируются, углубляются. Детей знакомят с основными этапами строительства 1—2 объектов ближайшего окружения (закладывается фундамент, возводятся стены и перекрытия, крыша, ведутся отделочные работы), разъясняют роль машин и механизмов в облегчении и ускорении труда строителей (с помощью подъемного крана строители поднимают плиты, кирпичи и другие тяжелые предметы; экскаватор роет котлован). Обращается внимание детей на заботу строителей о хорошем качестве постройки.

В заключительной беседе, которую лучше провести в группе, воспитатель, опираясь на детский опыт, побуждает своих воспитанников рассказать о том, что они видели, например, на экскурсиях к строящемуся дому. Он задает вопросы: для кого строится этот дом? Какие профессии рабочих-строителей необходимы, чтобы построить хороший большой дом? Какую пользу приносят машины рабочим? Как строится дом: что строят сначала, что потом? Приведите, пожалуйста, примеры хорошей работы строителей, которую вы видели. О чем они заботятся, как помогают друг другу во время работы? Много ли детских садов, школ, жилых домов, заводов и фабрик строится в разных городах и селах нашей страны?

Обобщая высказывания детей, педагогу следует подчеркнуть, что труд строителей очень важен, что благодаря их старанию, заботе люди лучше живут, а страна наша становится богаче. В процессе беседы можно использовать картины по теме.

Эмоциональное отношение к усваиваемому материалу помогает сформировать у детей уважение к труду строителей, понять его общественное значение.

 
Читайте также:

  • Первоначальное представление у дошкольников о труде
  • Изменения характера педагогической работы в средней группе
  • Труд и занятия с детьми старшего дошкольного возраста
  • Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику
  • Особенности труда дошкольника
  • Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий