Основная задача обучения заключается в формировании у детей умения осуществлять контрольно-оценочные действия, а не в оценке работы отдельных детей. Оценка деятельности ребенка не должна превращаться в оценку его личности. В тех случаях, когда дети плохо овладевают умениями, воспитатель проводит с ними индивидуальную работу во время занятий. Следует помнить, что ребенок может контролировать свою деятельность, а не исправлять допущенные ошибки, потому что не умеет конструировать, рисовать, лепить и т. д. В таких случаях следует вначале научить детей этому.
В ходе обучения контрольно-оценочным действиям дети овладевают умением планировать свою работу, точно следовать образцу, показу, объяснению педагога.
Значительное место в обучении детей старшего дошкольного возраста занимают словесные указания в объяснении содержания предстоящей им деятельности. Особую роль приобретает беседа с детьми, в ходе которой обсуждаются задание и способы его выполнения. Важно, чтобы в таких обсуждениях участвовали все дети, проявляя активность и самостоятельность.
В старшей группе появляются большие возможности для проведения с детьми коллективных занятий.
Ребенок отвечает за свой результат перед коллективом: если он не выполнит задание хорошо, он подведет всю группу. Именно эту сторону деятельности воспитатель разъясняет детям. Такая работа положительно влияет на формирование мотивов учения, побуждает ребенка к более качественному выполнению задания.
Старание отдельного ребенка оценивается всеми. Это могут быть коллективные работы по изобразительной деятельности, конструированию, пению и т. д. Методика таких занятий раскрывается в соответствующих разделах книги. Для того, чтобы дети могли договориться, согласовать свои действия и прийти к общему результату, они должны научиться способам взаимодействия: выслушивать сверстника, обсуждать с ним свои действия, убеждать его в своей правоте, действовать так, как договорились.
У детей старшей группы необходимо формировать положительное отношение к сверстникам. На занятиях воспитатель объясняет детям, что нельзя мешать товарищу, иначе он может неправильно выполнить задание; не нужно обижаться, если предлагают отвечать другому; не смеяться над ошибками товарища, ошибаться может каждый, главное — постараться исправить неточность в ответе, действии.
Воздействуя на отдельных детей, воспитатель влияет на группу в целом. «Вова, постарайся не мешать Свете слушать, чтобы она могла хорошо выполнить задание»,— обращается педагог к неусидчивому ребенку. «Оля, постарайся выслушать ответ Люды, может быть, ей понадобится твоя помощь»,— обращается он к невнимательному ребенку.
Воспитатель закрепляет у детей представления о том, что на занятиях можно узнать много нового и интересного, но, для того, чтобы научиться этому, надо стараться внимательно слушать объяснения и стремиться до конца выполнять все указания. Задача формирования нравственно-волевых качеств выдвигается на одно из первых мест. Познавательная и воспитательная задачи соединяются и решаются в комплексе: познавательный интерес побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011