Задача педагога — направить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела для других

Задача педагога — направить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие от того, что,

Воспитателям Задача педагога — направить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела для другихЗадача педагога — направить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие от того, что, например, помог сверстнику, поделился «сокровищем» с другом, научил чему-то новичка и т. п. С этих, казалось бы совсем маленьких, проявлений внимания к окружающим начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому.
«На мой взгляд, высшее мастерство педагога — это умение направить духовные силы ребенка на творение радости для других людей»,— говорил В. А. Сухомлинский.

Детей надо учить разделять чужую радость так, чтобы она не рождала зависть, желание завладеть тем, что дано другому, а вызывала чувство удовлетворения от того, что сверстнику что-то удалось, в чем-то он достиг успеха. И как раз день рождения одного из воспитанников группы помогает формированию у детей умения доставлять радость «виновнику торжества».
Стоит присмотреться к детским лицам, прислушаться к тому, что они говорят, и станет очевидным — далеко не все умеют разделять настроение именинника. Среди общего веселья нет-нет да и промелькнет на чьем-нибудь лице тень зависти или безразличия. Можно даже услышать: «А какой подарок дадут мне?», «Я тоже хочу сидеть на главном месте», «А когда будет мой день рождения?», «Почему только Юре красивая чашка, а мне?» и т. д.

Конечно, подобная реакция во многом объясняется особенностями детей дошкольного возраста (их непосредственностью, несформировавшимися тормозными процессами), но это как раз и свидетельствует о том, сколь необходимо формировать у них умение проникаться чужой радостью, разделять успех другого. Подобных реакций будет намного меньше,, если день рождения отмечается не от случая к случаю, а всякий раз, когда в группе появляется именинник (и еще лучше, если несколько детей празднуют свой день рождения вместе). И воспитатель разъясняет, что быть именинником — это не только преимущество, но и ответственность: от юбиляра требуется гостеприимство, внимание к детям и взрослым.

Педагог готовит общую радость — и для юбиляра, и для всех детей группы: одного учит умению принимать внимание товарищей, всех — умению дарить внимание. Он подсказывает своим воспитанникам, как они могут порадовать именинника веселыми танцами, песнями, забавными сюрпризами и по секрету сделанными ими самими сувенирами.
А знают ли ваши воспитанники о том, что и у воспитателей, и у няни, и у заведующей бывает свой юбилейный день? К сожалению, об этом не всегда сообщают детям. Напрасно. Сколько остается здесь неизрасходованных воспитательных возможностей!

Сегодня у воспитателя праздник! Вместе со вторым педагогом дети подготовили в подарок рисунки, споют вечером песни, станцуют, расскажут стихи… Но самое главное, они порадуют своим поведением. Сегодня не будет ни одной ссоры, ни одной жалобы. Детям не придется напоминать о том, что все вещи надо убирать за собой. Дежурные трудятся с особым усердием, все сделано вовремя и аккуратно. Первый раз ребятам доверили самостоятельно войти в спальню. Дети тихо разделись и легли в постели. И когда вошел воспитатель, то все уже лежали с закрытыми глазами. А педагог, понимая, что они еще не спят, но лежат тихо для него и что это стоит им немалых усилий, шепотом говорит, как бы про себя:

— Так тихо, что я думала — здесь никого нет. Вот молодцы! Это самый приятный для меня подарок… Проснутся — поблагодарю их.
Бесспорно, что для ребят этот день особый, и они не позволят отдельным шалунам вести себя плохо. А что может быть лучше, когда сами дети оказываются в роли воспитателей! Это ли не стимул для их роста, для проявления усилий быть лучше. И все это делается по очень понятной им причине — доставить любимому воспитателю радость. И не явится ли этот день тем переломным моментом для отдельных детей, когда сознание пережитой радости заставит их вести себя лучше не только сегодня, но и завтра, и послезавтра?..
Каждый день, проведенный ребенком в детском саду, должен доставлять ему радость. Как это следует понимать? Ведь день ребенка состоит не только из развлечений. В течение дня ребенок нередко ставится в условия, когда он должен приложить усилия, преодолеть нежелание заняться неинтересным, но нужным делом. И не все обязанности вызывают у него радостное настроение. Но одобрение, поддержка педагога помогают ребенку преодолеть трудности, справиться с обязанностями, достичь желаемого результата. Кто из детей не испытывает при этом эмоционального подъема! «…Самая высокая радость — преодоленной трудности, достигнутой цели»,— говорил польский педагог, тонкий знаток детского сердца Януш Корчак.

Радость будней многогранна. Она и в удовольствии от общения со сверстниками и взрослыми, и в увлекательной разнообразной деятельности, и в ежедневных, пусть маленьких, но открытиях, и в преодолении посильных трудностей, и в массе мелочей, заполняющих повседневную жизнь ребенка,— забавной игрушке, веселой книжке, картинке, юморе, смехе.  
Читайте также:

  • Общение со взрослым — один из источников радости малень­кого ребенка
  • Перспектива радости рождает в ребенке энергию для прео­доления трудностей
  • Ориентировка старших дошкольников во времени
  • Созданию хорошего настроения способствует и тон воспитате­ля, и его умение …
  • Педагог должен воспитывать у детей организованность поведения, дисциплиниро …
  • Просмотрено: 49 раз 13 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий