Развитие культуры речи педагогом у дошкольников

Культура речи. Еще не переходя порога групповой комнаты, нетрудно догадаться, что здесь достаточное внимание уделяется воспитанию у детей речевой культуры. Вот некоторые из примет. В группе

Культура речи. Еще не переходя порога групповой комнаты, нетрудно догадаться, что здесь достаточное внимание уделяется воспитанию у детей речевой культуры. Вот некоторые из примет.
В группе относительная тишина. Дети разговаривают между собой спокойно. Если ребенок обращается к воспитателю, то непременно подойдет к нему и, не торопясь, не форсируя звука, сообщает свою просьбу. Голос воспитателя звучит ровно, спокойно. И все слышат его. Когда он хочет привлечь внимание всех детей, то чуть громче говорит: «Послушайте меня все…», а затем, убедившись, что дети готовы слушать, спокойно отдает распоряжение.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины.
Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.
Здоровая тишина — благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитания культуры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонациями и силой голоса.

Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником. Четкая и ‘ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Таким образом, педагог и на занятиях, и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры.
Влияние взрослых на речь детей огромно: грамматические и фонетические особенности, интонации, жесты и мимика, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Да это и понятно,— ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Взрослым необходимо следить за собственной речью. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора.
Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется педагогом непрерывно на протяжении всего дня — на занятиях (с самым различным содержанием),
в играх, труде, повседневной жизни.
Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Воспитатель учит детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, молчать, когда это необходимо (в разговоре со старшими, на занятиях и т. п.). Приучая не перебивать говорящего, он мягко и требовательно напоминает: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить». Можно прибегнуть к известной русской пословице: «Слово — серебро, а молчанье — золото». Усвоив смысл этой пословицы, ребенок станет реагировать на нее как на условный сигнал и замечания педагога не будут казаться обидными.

Каковы пути и средства воспитания у детей культуры поведения?
Прежде всего это ознакомление детей с общепринятыми правилами. Каждый ребенок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения.
Для того чтобы дети понимали смысл правил, воспитатель конкретизирует каждое из них, например: «Правило—вежливо здороваться при встрече — это значит здороваться и со взрослыми, и с детьми, и при входе в детский сад, и в группу, и на лестнице, и на улице». (Подобные пояснения особенно целесообразны в соответствующих ситуациях.)

Развитие и воспитание дошкольников