Уход за ребёнком Понимание речи представляет важнейший подготовительный этап в становлении речи. Воспитательная роль родителей в этот период особенно велика. Нужно развивать у детей навыки внимания, умения сосредоточиться, слушая речь. Следует беспрерывно увеличивать запас понимаемых слов. В то же время ни на минуту нельзя забывать, что принуждение, какое бы то ни было насилие в процессе воспитания и обучения принесут только вред. Все занятия следует проводить в то время, когда у малыша хорошее настроение, облекать их в форму игры. Легче всего привлечь внимание ребенка удается в момент его заинтересованности к тому или иному предмету или действию. Разглядывая с любопытством или слушая с интересом, дети намного лучше усваивают новые сведения.
К малышу надо часто обращаться по имени, акцентируя любыми способами — особой интонацией голоса, выражением лица — его внимание на этом. Приблизительно к 9-месячному возрасту большинство детей, воспитывающихся в условиях активного речевого общения, знают свое имя. Услышав его, они оборачиваются на зов, оживляются, делают попытки приблизиться к окликнувшему их знакомому человеку. Знание ребенком своего имени в этом возрасте свидетельствует о его правильном воспитании и нормальном развитии.
Во 2-м полугодии жизни грудного ребенка большое внимание должно быть уделено развитию собственно речи. Первые слоги малыш начинает лепетать примерно в середине года. Освоив лепет, он стремится с его помощью обратить на себя внимание родителей и других знакомых взрослых и детей. Заметим — ведь это же обратная связь, начало простейшего речевого обращения ребенка к окружающим людям! Можно ли не откликнуться на него?
Если младенец с первых недель жизни постоянно слышит четкую, насыщенную эмоциями речь, это благоприятствует своевременному созреванию у него речеслухового анализатора. К 7—8-месячному возрасту у такого ребенка появляется готовность к подражанию речи окружающих его людей. Для становления и формирования собственно речи способность к подражанию играет большую роль.
Теперь многое зависит от того, окажется ли рядом учитель… Мать — кормилица, нянька, медсестра — ни на минуту не должна забывать, что она для своего крохи еще и воспитатель номер один. За бесчисленными домашними хлопотами не упустить бы время, когда ребенок буквально ждет, чтобы его начали учить говорить…
Коль скоро у малыша созрела готовность к подражанию звукам и слогам, надо постоянно вызывать его на разговор. Для этого мать, приветливо наклонившись к ребенку, часто произносит ему те слоги, с которыми он уже обратился к ней недавно.
Читайте также:
Просмотрено: 388 раз 27 апреля 2010