Уход за ребёнком Родителям важно знать, что ив каком возрасте малыш должен «уметь делать». Это нужно не только для суждения о правильности развития и для контроля за состоянием здоровья. Знакомство с нормальными показателями нервно-психического и физического развития позволит матери, с одной стороны, своевременно и правильно формировать многие навыки и умения, с другой — предупредит излишнюю поспешность в обучении ребенка тому, что ему не положено или даже. противопоказано в данном возрасте.
Все — впервые
В течение 1-го месяца жизни здоровый крепкий малыш производит впечатление физически беспомощного существа. Он не может, лежа на животе, поднимать голову, а находясь в вертикальном положении, не способен ее удерживать. Голова поднятого за туловище новорожденного бессильно свисает, а тело изгибается. Поднимая малыша, надо всегда поддерживать его голову рукой. Движения конечностей ребенка 1—4-й недели жизни беспорядочны, хаотичны, руки и ноги ребенка, когда он не завернут в пеленки, приведены к телу, сгибательная мускулатура преобладает над разгибательной.
Однако если бы новорожденный мог говорить, он сказал бы, что легко отличает свою мать от других женщин… по запаху. Надо ли разъяснять, что этот запах детства должен быть приятным? Подчеркнем: память запахов значительно превосходит слуховую и звуковую память.
На 4—6-й неделе жизни ребенок впервые начинает улыбаться в ответ на разговор. К концу 2-го месяца малыш, лежа на животе, может приподнимать голову и грудь; находясь в вертикальном положении, способен держать голову прямо. Однако в обоих случаях долго удерживать ее еще не в состоянии. Двухмесячный ребенок умеет следить взором за передвигающимися перед глазами предметами, например яркой игрушкой, рассматривает висящие перед ним игрушки, четко ориентируется на звук, в частности поворачивает голову, отыскивая источник звука. В этом же возрасте появляются робкие попытки держать руками небольшие предметы, произносить первые лепечущие звуки. Младенец может спокойно бодрствовать, у него отмечается положительный эмоциональный настрой. На появление взрослого ребенок 2-го месяца жизни реагирует, если человек оказывается в поле его зрения.
Для нормального развития малыша необходимо постоянное общение с ним начиная с первых недель жизни. Это только кажется, что он не реагирует на все наши воздействия. В периоды спокойного бодрствования малыша матери или отцу надо стараться уловить и задержать на себе его взгляд, обращаться к нему, улыбаясь, с ласковой негромкой речью или песней, показывать ему что-нибудь яркое, красивое, легко поглаживать, разминать мышцы теплыми сухими руками, брать на руки. К кроватке малыша надо подвешивать яркие разнообразные игрушки на доступном для рук расстоянии. Целесообразно во время бодрствования ежедневно включать музыку.
На 2-м месяце жизни ребенок может более или менее продолжительное время спокойно бодрствовать. Не теряя времени начинайте учить его… говорить. Конечно, слова и слоги произносить ему рано, но вот постоянно слушать внятную, эмоционально окрашенную, обращенную к нему речь малышу с первых дней его существования чрезвычайно необходимо. Речевая функция у ребенка не возникает сама собой, ее надо формировать, развивать, и для этого важнейшим средством является живое человеческое слово. Обращаясь к младенцу с первых дней и недель жизни с «монологами», надо по мере увеличения его возраста стараться говорить предметно, несложно, отчетливо, иногда произносить по слогам слова «мама», «баба», «дядя» и другие, подготавливая таким образом речевое подражание.
Нелишне подчеркнуть, что такое общение-воспитание должно проходить на приятной для малыша эмоциональной основе. Ребенка предварительно следует подмыть, одеть, накормить.
На 3-м месяце жизни диапазон возможностей детей еще более увеличивается. Малыш узнает лицо своей матери! Он различает также постоянно находящиеся в поле его зрения или часто появляющиеся перед ним предметы, например яркие игрушки, бутылочку с молоком. Самостоятельно разыскивает взглядом окружающих. На ласковую, обращенную к нему речь родителей радостно реагирует быстрыми, оживленными движениями ног и рук, улыбкой, короткими звуками. С интересом рассматривает детей. В 3—З/г мес малыш активно ищет источник неожиданно появившегося звука, особенно если это голос матери, для чего поднимает и поворачивает голову в разные стороны, в том числе и назад. Направление, откуда идет звук, определяет, как правило, безошибочно. Лежа на животе, 3-месячный ребенок способен, опираясь на предплечья, приподнять туловище, долго держать поднятую голову, иногда поворачиваться со спины на бок. Поднятый за туловище, твердо упирается ногами, которые при этом обычно бывают согнуты в тазобедренных суставах. Это следует использовать для укрепления мускулатуры ног, но ставить малыша на ноги без поддержки под мышки даже редко и ненадолго нельзя, пока-он не достигнет 4—4,5 мес.
В 4 мес ребенок, даже находясь один во время бодрствования, часто улыбается, издает невнятные звуки. В ответ на ласковое обращение к нему отчетливо, громко смеется, висящие в кроватке игрушки сосредоточенно рассматривает. Берет и хорошо удерживает их в руках, тянет в рот, уверенно поворачивается со спины на бок, при поддержке за руки может сидеть.
Однако умение 4-месячного малыша сидеть, если его поддерживают, отнюдь не означает, что его можно в этом возрасте усаживать, хотя бы и обложенного подушками. Вообще не следует учить ребенка садиться, предпочтительнее, чтобы он осуществил это самостоятельно. Преждевременное усаживание в период, когда соответствующая мускулатура еще к этому не готова, может привести к искривлению таза, позвоночного столба, нарушить дыхание вследствие сжатия грудной клетки.
Читайте также:
Просмотрено: 249 раз 26 апреля 2010