Уроки труда в начальных классах » Уроки труда во 2 класссе Первоначальное ознакомление с технологией выполнения швов по программе II класса обычно вызывает затруднения у детей. По сравнению со швом «вперед иголку» швы, изучаемые во II классе, более сложные: необходима определенная последовательность действий иглой для получения каждого стежка, лирование длины стежков, стягивания нитки и др.
Можно использовать очень простой и оправдывающий себя! прием первоначального обучения швам на ткани по предварительной разметке линии цифрами. Условно назовем этот прием обучением по цифровой системе.
Разметка эта выражается в следующем: на материале, подобранном для ознакомления с технологией выполнения шва «назад иголку», стебельчатого или тамбурного, проводят прямые линии1. На расстоянии 0,5 см на линиях расставляют точки, которые пронумеровываются слева направо. Количество цифр при разметке у всех учащихся и на пособии, демонстрируемом учителем, должно быть одинаковым. На рисунке дана разметка от 1 до 16.
Для образования каждого стежка шва «назад иголку» делают прокол в обратную сторону назад, за точку первого прокола. Поэтому шов называется «назад иголку». Шов идет справа налево. Учащиеся одновременно с учителем делают прокол иглой с изнанки на лицо в предпоследнюю цифру (на рисунке — в точку под цифрой 15). Далее иглу направляют назад, делают прокол в точку 16, Пропустив цифру 14, делают прокол с изнанки на лицо в точку под цифрой 13. С той и другой стороны получают по одному стежку: с лицевой стороны — короткий, с изнанки — втрое длиннее лицевого. Следующий прокол делают опять назад — в точку 14. Выводят иглу в точке 11.
Приемы обучения шву «назад иголку»: а — стебельчатому; б — тамбурному; в, г — с помощью предварительной разметки цифрами
Обучение шву «назад иголку» по такой цифровой системе помогает детям очень быстро и осознанно усвоить технологию выполнения шва. Когда учащиеся усвоят разрозненные элементы этого шва, их надо приучить выполнять последовательно два прокола.
Стебельчатый шов тоже легко усваивается при помощи цифр. Идет шов слева направо. На линии, размеченной точками и цифрами, делают прокол с изнанки на лицо в точку 1. Следующий прокол делают с лица на изнанку в точку 3. ( изнанки на лицо иглу выводят в точке 2. С лицевой стороны на изнанку иглу прокалывают в точке 4, а на лицо нитку протаскивают через точку 3 и т.д. В практической работе при вышивании делают последовательно два прокола.
Для обучения тамбурному шву также используют размеченную на образце линию. Первоначальный прокол материала иглой делают в точке 1 с изнанки на лицо, образуют небольшую петлю из нитки, с лица на изнанку снова делают прокол в точке 1, и протаскивают иглу в точке 2 и, затягивая нить, получают вытянутое кольцо. Игла расположена сверху нитки. Для получения второго кольца опять образуют петлю, иглу вкалывают в точку 2, а вытягивают в точке 3 и т.д. Шов состоит из соединенных между собой колец. Если нить в процессе работы натягивать более туго, то каждое кольцо (звено общей цепочки) будет удлиненным. Если нить не затягивать, то кольца получают-почти круглые. Размеры колец зависят от расстояния между проколами и в каждой работе определяются вышивкой, особенностью рисунка и т.п.
В качестве наглядного пособия для демонстрации технолог выполнения швов можно использовать различные пособия. Д. I класса рекомендовалось использовать предварительно подготовленное пособие из картона. Демонстрировать на картон швы, изучаемые во II классе, мало удобно. Пособие для показ швов лучше сделать из плотной ткани, натянутой на картонную или деревянную рамку, что помогает наглядно демонстрировать технологию выполнения швов. Вместо ниток используется ярка тесьма или шнур.
Для демонстрации швов заготавливают рамку из картон или деревянных брусков размером 200Х300 мм. На ткани размером 180×280 мм делают разметку для демонстрации выполнения швов «назад иголку», стебельчатого, тамбурного и бархатного. Чтобы стежки на пособии были более крупным расстояние между точками делают 10—15 мм. Цифры пишут химическим или ярким цветным карандашом, чтобы их было видно.
Чтобы пособие выглядело аккуратным и было прочным, со стороны прикрепленной ткани наклеивают вторую рамку из картона, размер которой равен размеру основной рамки, К пособию прикрепляют шнур или тесьму, чтобы рамку во время урока можно было подвесить.
На уроке демонстрации технологии выполнения швов используют канцелярскую или мешочную иглу. В нее вдевают яркую тонкую тесьму, шнур или жгут из нескольких ниток. Учитель подвешивает пособие к гвоздю или крючку, встает с левой стороны, чтобы всем был хорошо виден процесс выполнения изучаемого шва.
Читайте также:
Просмотрено: 23 раз 9 марта 2010