Ознакомление школьников с инструментами и приспособлениями происходит в основном на первом году обучения. Учитывая опыт детей, их знания, полученные до поступления в школу, учитель проводит небольшие беседы об отдельных инструментах. В процессе выполнения практических работ первоначальные сведения постепенно расширяются. На уроке учитель демонстрирует несколько образцов инструментов, сравнивает различные инструменты (ножницы с ножом, сантиметровую ленту с линейкой, рулеткой и т. д.).
Во II классе, продолжая работу по ознакомлению учащихся с инструментами и приспособлениями, хорошо использовать материалы из истории возникновения и применения человеком ножниц, иглы и пр.
В III классе можно сравнить инструменты и приспособления, применяемые для работ вручную, с инструментами, которые используют рабочие на производстве. Например, учащимся можно рассказать, что на швейных фабриках, в полиграфической промышленности существуют специальные машинные ножницы, которые отличаются размерами, мощностью, но принцип действия у них такой же, как у обычных домашних ножниц.
Инструменты. Ножницы являются основным и незаменимым инструментом для многих работ при шитье, вышивании и плетении. Ножницы бывают портновские (для раскроя тяжелых шерстяных тканей), закройные (для кройки легких хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей), канцелярские (для резки бумаги), хозяйственные, парикмахерские, ногтевые (маникюрные).
Для шитья и других рукодельных работ в начальных классах наиболее подходящими являются хозяйственные ножницы (длина от 110 до 170 мм). Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой и картоном, так как они быстро затупятся от этого.
Для учащихся начальных классов, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы
с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок. Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зааисимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр —0,6 мм, игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр —1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, короткие и толстые, иглы с нечетными номерами — тонкие и длинные. Для вышивки и штопки выпускают специальные иглы. Ушко и отверстие в ушке у таких игл значительно больше. Крупное отверстие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необходимо при штопке и вышивании. При шитье, штопке, вышивании иглы подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток.
Для первоначальных работ используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нитки. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с обрабатываемыми тканями и нитками (тонкие ткани шьют тонкими иглами и нитками), от этого зависит качество работы и ее внешний вид.
Наперсток необходим при прокалывании ткани и проталкивании иглы. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток и зависимости от толщины пальцев, чтобы он не был просторным и не давил на палец.
Сантиметровая лента применяется в начальных классах сравнительно редко. Она может быть использована для снятия мерки при шитье фартука, нарукавников, воротничка, манжет и других изделий, для измерения скроенных деталей, выкроек. (Для составления простейших выкроек прямоугольной формы служат линейки и угольники. Для разметки материала криволинейных форм, при изготовлении мягкой игрушки и других изделий в III классе применяют шаблоны и изготовленные учителем выкройки.)
Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для скалывания деталей перед сметыванием. Надо следить, чтобы дети обращались с булавками осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.
Швейный мел служит для нанесения линий на ткань но выкройкам и шаблонам. Можно использовать также небольшие заостренные кусочки высушенного мыла и карандаши.