Для выполнения практических работ на уроках труда используют различные материалы, тканые текстильные материалы (ткани, ленты, тканую тесьму), крученые материалы (нитки, пряжу, шнур), плетеные (тесьму, сутаж, кружева).
Тканые текстильные материалы. Для шитья лучше всего подбирать недорогие, главным образом хлопчатобумажные, ткани. Для некоторых работ подходят бельевые ткани (бязь, мадаполам, полотно, гладкокрашеный ситец светлых тонов). Из таких тканей учащиеся могут шить салфеточки, воротнички, подворотнички и манжеты, мешочки, закладки.
Широко используют гладкокрашеные и набивные хлопчатобумажные ткани — ситец, полотно, сатин, шотландку, бязь, фланель, байку. Эти ткани недорогие, их легче резать и шить, чем шелк или штапельное полотно. Широкий ассортимент этих тканей позволяет легко подобрать в магазине материал любого цвета.
В некоторых случаях на уроках труда бывает нужен небольшой шерстяной, шелковый или бархатный лоскут. Такие ткани применимы для мелких изделий (подушечка-игольник, нарядная закладка).
На изготовление некоторых изделий (тряпочки для уроков труда, тряпочки для кухни, для стирания пыли, мешочки для галош, подушечки-хваталки для горячей посуды и т.п.), для упражнений в резании ножницами можно использовать крепкие куски ткани из старой одежды. Старую ткань предварительно надо выстирать и отгладить. Последнее требование относится и к подготовке для урока новой ткани. Даже самые маленькие изделия (перочистки, игольники, закладки и др.) следует выкраивать только из отглаженной ткани, будь она в лоскутах или в большом куске.
Такие тканые изделия, как ленты и тканая тесьма, используются на уроках труда реже и главным образом в качестве вспомогательных материалов (для завязок к переднику, нарукавной повязке, для отделки некоторых работ, реже для плетения).
О материалах, рекомендуемых для изготовления конкретных изделий, говорится в разделах книги по классам (см. «Примерные практические работы»).
Учитель может по своему усмотрению заменять одни виды материалов (ткани, нитки, тесьму) другими. Однако при этом необходимо предусматривать особенность каждого изделия, его назначение. Например, не рекомендуется использовать шелковые ткани для изготовления перочистки или мешочка.
Следует отметить, что учителя часто встречают трудности в обеспечении учащихся необходимыми для шитья, вышивания и плетения материалами. В этом учителю должны помочь родители и коллективно для всего класса на общие средства купить нее необходимое. Школы очень мало используют отходы некоторых производств, хотя на текстильных фабриках, на швейных предприятиях они всегда имеются и их можно успешно использовать на уроках труда.