Условия формирования творческих и конструкторских умений на уроках труда.
Важным является внесение творческого начала, формирование конструкторских умений при выполнении отдельных работ па уроках по шитью, вышиванию и плетению. Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформлении, в последовательности всего процесса изготовления изделия. С этой целью в пособии даны разные конструкции одних и тех же изделий, что должно помочь учителю направить по определенному руслу творческую инициативу детей. Учителю необходимо формировать у учащихся творческие проявления при исполнении заданий, способствовать развитию их конструкторских способностей, что является одной из важнейших задач трудового обучения.
Ниже кратко изложены условия формирования творческих и конструкторских умений на уроках труда:
- Одним из основных условий обучения конструированию из тканей и творческому выполнению работы является овладение детьми интеллектуальными умениями. Учащиеся должны уметь планировать предстоящую деятельность, мысленно представлять ход работы по операциям, окончательный результат работы.
- Не менее важное условие обучения конструированию — овладение элементами графической грамотности. Это умение также совершенно справедливо относят к интеллектуальному. Кратко охарактеризовать его можно следующим образом: понимать чертеж, уметь выполнить разметку по чертежу, выполнить эскиз изделия. Обучение элементам графической грамотности имеет свои приемы и методику, которые нашли достаточное освещение в современной методической литературе. Работа по чертежу помогает развивать конструкторские умения.
- Конструирование — это своего рода венец трудового обучения, во время которого проявляются различные качества ученика, о которых говорилось выше. Одним из условий конструирования является самостоятельность детей. Это то, с чего начинается формирование конструкторских способностей учащихся.
- Овладение конкретными трудовыми умениями, необходимыми операциями по обработке ткани и текстильных изделий. Без
общетрудовых знаний и умений, так же как без специальных умений по обработке бумаги и картона, обучение конструированию обречено на малую результативность или даже на провал. Это совершенно естественно, так как конструирование представляет собой сложный мыслительный процесс и различные осложнения технологического характера будут вызывать излишнее умственное напряжение. Кроме того, слабая практическая подготовка приводит к ненужным остановкам, к нарушению намеченного замысла, а часто просто к ошибкам. - Знание свойств и особенностей ткани и текстильных материалов. Знание свойств и технологических особенностей материалов во многом помогает при конструировании. Во-первых, учащиеся успешно и безошибочно выполняют технологические операции, во-вторых, знание свойств и качеств обрабатываемых материалов в случае необходимости позволяет заменить эти материалы другими.
- Одним из условий конструирования является умение замечать ошибки в своей работе. На уроках по конструированию учителю гораздо сложнее заметить ошибки в работе детей, поэтому самоконтроль учащихся становится незаменимым.
- Наконец, нельзя не остановиться на таком условии, как понимание назначения изделия и конкретных задач конструирования. Этим условием определяется выбор устройства изделия, подбор материалов, осуществление расчетов, отделки. Например, при конструировании футляров для ножниц совершенно четко определяется назначение этого изделия — содержать ножницы в сохранности, выполнять одно из правил техники безопасности в работе с ножницами. Кроме понимания назначения изделия при конструировании, учитывают конкретные требования к определенному изделию. Футляр для ножниц должен не только надежно закрывать конец лезвий, но и предохранять ножницы от выпадения из футляра. Для этого конструируется клапан закрывающий футляр, производятся расчеты, как свободно разместить ножницы в футляре и т.д.
Для других изделий ставятся другие конкретные задачи.
В заключение необходимо подчеркнуть, что введение элементов конструирования на любых уроках труда, в том числе и на уроках по шитью, насыщает трудовое обучение интеллектуальным содержанием: активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к новому, к творческому решению поставленных учителем задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества.
Учащиеся лишаются всего этого, если работают только по образцу учителя, только под его руководством и подсказке.