Демонстрация как метод трудового обучения заключается в наглядном ознакомлении с инструментами и приспособлениями, материалами, образцами изделий, приемами выполнения работы. Каждый новый инструмент, приспособление, прием труда обязательно изучают зрительно, хотя при этом демонстрация сопровождается словом. Например, при ознакомлении с ножницами учитель показывает различные ножницы (портновские, хозяйственные, парикмахерские), объясняя их назначение, сравнивая между собой по размеру и другим признакам. Учащиеся в процессе демонстрации рассматривают ножницы, которые лежат на партах и предназначаются для предстоящей работы. Учащиеся узнают, что для работы с тканями необходимо использовать специальные ножницы, которыми не рекомендуется резать другие материалы.
При ознакомлении с иглами ученики узнают о разнообразных видах игл, различающихся по длине, толщине, величине ушка. Они коллективно делают вывод о различном назначении игл (для вышивания, шитья тонкой и толстой ткани, для штопки и др.).
На уроках по шитью в процессе ознакомления с видами тканей и другими текстильными изделиями необходимо демонстрировать образцы этих материалов: коллекции или раздаточный материал. Без оснащения необходимым демонстрационным материалом уроки обедняются, не насыщаются политехническим содержанием.
Очень важное место занимает демонстрация образцов изделия, выполненных, как правило, самим учителем. Необходимо, чтобы изделие было аккуратным, привлекательным. Часто приходится иметь два образца различных размеров: один соответствующий размеру того изделия, которое будут выполнять учащиеся, другой — более крупный, для демонстрации.
Кроме того, детям становится ясно, что один и тот же предмет (салфетки, перочистки, игольницы, рабочие мешочки и сумки) можно изготовить разных размеров, дополнить новыми деталями, внести что-либо новое в оформление.
Рассматривание образца изделия помогает учащимся четко представить назначение изделия, заинтересоваться предстоящей работой. Однако нельзя ограничиться лишь одной созерцательной стороной, хотя и это немаловажно. Самое ценное заключается в том, что рассматривание образца необходимо связать с совершенно незаменимым и оправданным элементом трудового обучения — коллективным планированием трудовой деятельности.
Планирование трудовой деятельности протекает в два этапа. Первый этап — изучение образца изделия, которое надо выполнить, его анализ. Учащиеся определяют, из какого материала изготовлено изделие, из скольких деталей оно состоит, какие операции необходимо выполнить для осуществления задания, какие нужны инструменты. Учитель показывает образец, задает вопросы, добивается правильных ответов.
Второй этап планирования—определение последовательности операций. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что планирование трудовой деятельности вполне возможно осуществлять даже с учащимися I класса. Например, учитель показывает детям I класса книжечку-игольницу, состоящую из бумажной обложки с аппликацией на лицевой стороне и прямоугольной вставки из фланели. Одна половина вставки приклеена к заднему листу обложки. В свободной половине закреплены иголки. Фланель вырезана по краям зубчиками. Дети определяют назначение изделия; говорят, из каких частей оно состоит, сначала предположительно, а затем утвердительно; намечают, какие заготовки необходимо сделать.
Наблюдения показывают, что использование коллективного планирования на уроках труда является необходимым этапом трудового обучения. Этот этап очень тесно связан с методом демонстрации, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию самостоятельности.
На первых этапах обучения шитью, вышиванию и плетению учащиеся выполняют работы только по образцу.
По мере накопления политехнических знаний, практических умений и навыков появляется возможность выполнять работы по рисунку, чертежу, собственному замыслу.
Большое место на уроках занимает демонстрация различных наглядных пособий, инструкционных предметных или графических таблиц с изображением последовательности выполнения работы.
Для демонстрации на уроке необходимо использовать чертежи выкроек, методические разработки, представляющие наборы поэтапных разрозненных методических разработок. Каждая деталь такого пособия показывает, как изменяется после очередной операции изделие, т. е. демонстрируется технология выполнения работы. Это пособие отличается от предметно-инструкционных таблиц тем, что каждая деталь не прикреплена к стенду. Учитель может показывать каждый элемент пособия, проходя между партами.
Изготовление предметных и графических инструкционных таблиц и других методических разработок для уроков шитья сопряжено со значительными осложнениями — это очень трудоемкая работа. Целесообразно подготовить коллективно по нескольку таблиц для каждого класса учителям одной параллели.
Значительную помощь окажут учителям специальные пособия по трудовому обучению, выпущенные издательством «Просвещение».
Для уроков труда применение метода демонстрации приобретает некоторое своеобразие, несвойственное другим учебным предметам. В процессе трудового обучения учитель демонстрирует не только образцы изделий, инструменты, материалы, таблицы и др., но и действия, связанные с выполнением той или иной операции. Это особый вид демонстрации, так как он связан с показом движений, с показом инструментов в действии. Показ отдельных операций может быть фронтальным (для всего класса) или индивидуальным (для одного-двух учеников). При первоначальном обучении трудовой операции учитель демонстрирует движение в замедленном темпе, расчленяя операции; затем показывает операцию в обычном темпе. Как уже было рассказано выше, демонстрация трудовых операций обычно сопровождается инструктажем. Это комбинированный метод, сочетающий слово с наглядностью.