Методика трудового обучения в начальных классах включает широкий круг вопросов. Одним из важнейших следует считать разработку и совершенствование методов и приемов обучения, отвечающих целям и задачам советской школы и содержанию трудового обучения.
Под методами обучения понимаются способы руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. Это двусторонний процесс, происходящий между учителем и учащимися. До настоящего времени среди ученых-дидактов нет единого мнения относительно терминологии методов обучения и принципов их классификации. Существует несколько классификаций, изложенных в современных учебниках педагогики.
Одной из классификаций является классификация методов обучения по источникам получения знаний учащимися, что соответствует трем группам методов: словесным, наглядным, практическим. Автор настоящего пособия руководствовался именно этой классификацией, считая ее наиболее подходящей для процесса трудового обучения.
Объединение методов обучения в группы следует понимать условно, так как при обучении они редко используются обособленно; устное изложение материала обычно сопровождается демонстрацией различных пособий, проведением опытов. Наглядные методы сочетаются с рассказом, объяснением, самостоятельным наблюдением и т. д.
В связи со своеобразием содержания трудового обучения методы обучения труду имеют свои особенности и специфику (как и при изучении любого другого предмета). Здесь значительный удельный вес падает на практические и наглядные методы и их различные сочетания. Значительно меньше времени отводится
словесным методам.
Методы обучения труду в начальных классах, несмотря на различие видов трудовой деятельности, вытекают из единых задач, определенных целями коммунистического воспитания, и имеют общую дидактическую основу. Однако специфика обработки бумаги и картона, шитья, вышивания и плетения, технического моделирования, сельскохозяйственного труда и др. часто требует применения определенного сочетания методов, определенных приемов обучения.
Некоторые существенные различия имеются в задачах и целях обучения различным видам труда, в технологии изготовления изделий из различных материалов. Поэтому в методической литературе говорят о своеобразии приемов и методов обучения шитью, обучения работе с бумагой и картоном, о методах и приемах обучения сельскохозяйственным работам, характерным для каждого времени года.