В процессе практических занятий учащиеся получают навыки работы с инструментами и приспособлениями: ножницами, иглой, шаблонами (выкройками) для разметки ткани, измерительными инструментами. Они знакомятся с различными видами этих инструментов, с применением их на соответствующих производствах и в быту. Уроки будут политехнически более насыщены, если дети попытаются сравнить резание ножницами бумаги и ткани, сшивание иглой бумаги и ткани.
Если мы сопоставим такие два вида технического труда, как работа с бумагой и картоном и работа с тканями,
то увидим, что, несмотря на различие обрабатываемых материалов, многие операции являются типичными и крайне необходимыми для общетрудовой подготовки. Прежде всего это относится к разметке материалов. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах с тканями. Это составление чертежа для изготовления выкройки, разметка ткани, зарисовка эскиза изделия. Закрепление и совершенствование умений по элементарному техническому черчению должно быть постоянно в поле зрения учителя.
Можно сослаться и на другие операции: резание материала, монтирование (сшивание) изделий, отделка изделий (аппликация, окраска, вышивка). На типичность операций необходимо обращать постоянное внимание, так как это является одним из условий, обеспечивающих успехи общетрудовой подготовки.
Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании и других операциях.
Совершенствование этих общетрудовых навыков в значительной степени осуществляется при шитье, вышивании и плетении.
Всем известно, что обработка текстильных материалов требует более кропотливого и упорного труда, чем обработка других материалов, с которыми имеют дело учащиеся на уроках труда. Особенно это заметно на первых занятиях по шитью, когда на каждом шагу дети встречают затруднения и осложнения. Одно дело — резать ножницами бумагу, другое — ткань. Насколько сложнее отрезать даже небольшие кусочки ткани, учащиеся убеждаются на практике. Но постепенно рука делается увереннее и сильнее. После работы с тканью гораздо легче становится работать с бумагой.
Работы по шитью, вышиванию и плетению привлекают детей результатами своего труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают красивую перочистку, закладку, салфеточку! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков ко Дню 8 Марта или другому празднику для родителей, близких людей, друзей.
Изготовление многих изделий приучает детей к аккуратности на учебных занятиях и в быту (тряпочка для уроков труда, рабочий передник, перочистка и др.). Некоторые умения и навыки (умение пришивать пуговицы, производить мелкий ремонт одежды) приучают к аккуратному и бережливому отношению к своей одежде.
В работах с тканями развивается и совершенствуется трудовая культура, умение планировать и организовывать свою работу.