Проведение беседы на тему «иглы в работе с тканью»

План беседы: 1) назначение иглы; 2) устройство иглы; 3) виды игл по назначению; 4) правила техники безопасности в работе с иглами. Демонстрационный материал: иглы, различающиеся по толщине,

Уроки труда в начальных классах » Уроки труда в 1 класссе План беседы: 1) назначение иглы; 2) устройство иглы; 3) виды игл по назначению; 4) правила техники безопасности в работе с иглами.

Демонстрационный материал: иглы, различающиеся по толщине, длине, отверстию в ушке; приспособления для хранения игл (игольница).

Ход беседы.
Учитель начинает беседу с небольшого вступления:
— Сегодня мы познакомимся с одним из важных инструментов в работе с тканью. Кто скажет, для чего предназначены иглы? (Иголкой шьют одежду, вышивают, штопают.)
— Одинаковы ли иглы по толщине, длине? (Иглы бывают длинные и короткие, они бывают разные по толщине.)
— Правильно. Тонкие иглы удобны для сшивания или вышивания тонкой ткани, для толстой, грубой ткани удобны более толстые иглы. Для штопки, вышивания толстыми нитками берут иголки с большим отверстием в ушке. В такую иголку легче продеть толстую нитку и удобнее шить.

Далее учитель спрашивает:
— Кто нам расскажет, как устроена игла? {Игла с одной стороны острая, с другой тупая. В тупой части имеется отверстие для продевания нитки.) Как называется тупая часть? (Ушко с отверстием для вдевания нитки.)

Учитель демонстрирует, проходя между партами, иглы различной длины и толщины, различные номера игл, обращает внимание на самые толстые иглы: канцелярскую и мешочную — и, подводя итог, говорит:
— Вот эти, самые толстые иглы, служат для сшивания не только толстой ткани, сложенной в несколько слоев, но и для сшивания бумаги. Иглой при работе надо пользоваться очень осторожно, чтобы не уколоть пальцы. Как надо хранить иголки? (Иголки втыкают в специальные маленькие подушечки, в кусочки ткани.) Да, иголки хранить надо очень бережно. Для хранения иголок делают специальные приспособления: игольницы-подушечки, игольницы-папки. Во время шитья иголку нельзя оставлять на столе или парте. Совсем недопустимо закалывать иголку в одежду. А кто знает, из какого материала сделана иголка? (Иголка сделана из железа.) Иголки делают из стали. Хотя иголка и тонкая, она очень прочная и не гнется. Если иголку плохо хранить, она темнеет, ржавеет. Такой иголкой труднее шить, и она может сломаться.

Далее учитель сообщает:
— В давние времена, когда не было металла, люди шили себе одежду костяными иглами, для чего брали кость рыбы, затачивали острие, а с более тупой стороны делали отверстие.

Как видно из приведенного примера беседы, учитель уточняет ответы детей, делает необходимые разъяснения. Учителю важно также учесть, что на последующих практических занятиях материалы беседы закрепляются.

Анализируя приведенный выше пример, можно сделать следующие выводы. Содержание беседы последовательно расширяет представление детей о таком специфическом для шитья инструменте, как игла. От общей характеристики этого инструмента учитель переходит к рассмотрению видов игл по назначению, определению правил техники безопасности при работе. Все это имеет значение не только в практическом отношении, но и в расширении общетрудовых политехнических знаний.

Описание опыта и наблюдения на тему «сравнение ниток, различающихся по толщине» и «сравнение ниток, различающихся по назначению»
К проведению опытов и наблюдений предъявляются такие же требования. Учитель намечает вопросы, которые помогут провести наблюдения и опыты: для чего нужны нитки? Как различаются нитки по толщине? Как различаются нитки по назначению?

Учитель подготавливает образцы швейных ниток на катушках двух-трех номеров: № 10, № 30, № 60; нитки мулине, ирис, штопку, шерстяную пряжу. У учащихся на партах имеются такие же образцы в фабричной упаковке (в катушках, клубках или мотках). Но легче подготовить на каждую парту кусочки необходимых ниток длиной 10—15 см каждый.

Сначала учащиеся рассматривают нитки, затем, опираясь на характеристику образцов, данную учителем, отбирают образцы швейных ниток, определяют, что они разной толщины и предназначены для шитья изделий из тканей разной толщины. Далее отбирают образцы ниток для вышивания, штопки, сравнивают образцы этих ниток по толщине и прочности. После отбора и рассматривания ниток сравнивают различные нитки по внешнему виду.
Прежде всего обращают внимание, что нитки различаются не только по назначению, толщине и прочности, но и по цвету. При шитье или вышивании это имеет немаловажное значение. Швейные нитки, например, отличаются от штопки гладкостью, прочностью, нитки для вышивания — мулине и ирис —мягкие и блестящие. В зависимости от толщины ниток подбирают и иголки с соответствующей величиной отверстия в ушке. Подбор ниток зависит и от толщины ткани.

На последующих занятиях, когда учащиеся при выполнении практических работ пользуются теми или иными нитками, необходимо еще раз обратить внимание детей на подбор ниток, соответствующих характеру конкретной работы. Учащиеся убеждаются на практике, что штопка не годится для вышивания, что при шитье в зависимости от толщины ткани подбираются толстые или тонкие швейные нитки.

Первоначальные сведения о нитках, как видно из описанного выше примера, касаются главным образом одного из основных показателей — их толщины. Уже с первых практических работ учащиеся сталкиваются с необходимостью подбирать нитки нужной толщины. По этикеткам на катушках, клубках и т. п. зрительно и на ощупь дети убеждаются, что толщина у ниток различная. Для первоклассников становится совершенно очевидной необходимость правильно подбирать нитки и иглы в зависимости от толщины ткани.  
Читайте также:

  • Беседы, опыты и наблюдения
  • Инструменты для вышивания
  • Примерное проведение опыта и наблюдения «строение ниток»
  • Примерная беседа «знакомство с текстильными изделиями»
  • Салфеточка для завтрака
  • Просмотрено: 445 раз 9 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий