Обучение работам с текстильными материалами в начальных классах имеет определенные трудности по сравнению с обработкой других материалов.
Учащиеся гораздо легче усваивают знания, умения и навыки по обработке бумаги, пластилина и других материалов, так как с ними они встречаются с раннего возраста дома и в детских садах. До школы очень незначительное число детей умеет шить или вышивать. Обучение этому не предусмотрено даже в детских садах. Редко учат детей-дошкольников шитью и в семье. Поэтому уроки по шитью, особенно в I классе, вызывают у детей значительные трудности.
Затруднения возникают также из-за специфики технологических операций. Мелкая мускулатура рук детей 7—8 лет еще слабо развита. Координация движений не отработана, а при шитье, вышивании и плетении как раз необходимы плавность и последовательность движений. Технология самых элементарных швов требует выполнения точных, едва заметных, но весьма определенных движений.
Появляются затруднения при разметке и резании тканей, так как эти операции более сложные, чем разметка и резание бумаги. Разметку ткани дети осуществляют по выкройкам двумя способами: а) обведением карандашом или мелком контуров выкройки любой формы; б) продергиванием нитей по контурам прямоугольной выкройки.
С первых же простейших работ следует приучать детей к тому, чтобы они располагали выкройку на ткани правильно и экономно. Прежде всего, края выкройки располагают ближе к краям заготовленной для работы ткани, а не в середине. Вертикальный и горизонтальный срез выкройки должен быть расположен по долевой и поперечной нитям ткани.
Об экономном раскрое ткани учитель напоминает на каждом уроке по шитью, пока это правило не войдет в привычку.
Различные затруднения возникают при подгибании и подшивании краев изделий. Дети очень легко отгибают полоску бумаги нужной ширины, после чего отогнутый край принимает нужное направление. Ткань тоже легко отгибать, но она не сохраняет приданного ей направления (особенно старая), что затрудняет подшивание краев и другие операции.
В I классе учащиеся знакомятся с различными способами обработки срезов ткани; обрезание краев ткани зубцами, образование бахромы, подгибание и прошивание края с открытым срезом (одинарная подгибка), подгибание и прошивание края с закрытым срезом (двойное подгибание), обшивание края ткани косыми и обметочными стежками без подгибания.
Детям в первоначальных работах очень трудно отгибать края изделия и приметывать их, особенно если край подгибается дважды. Поэтому при выполнении таких изделий, как закладка бахромой, рабочая тряпочка для уроков труда, рекомендуется одинарное подгибание края и прометывание, а затем вторичное подгибание края и подшивание его швом «вперед иголку».
Отмеченные трудности требуют на начальной стадии обучения шитью, вышиванию и плетению использования особо продуманных приемов обучения, способствующих более осознанному и прочному усвоению необходимых знаний, умений и навыков.
На изготовление самых простых изделий из ткани уходит значительно больше времени, чем при работе с бумагой, поэтому у детей иногда снижается интерес к выполняемой работе. А результаты труда, как известно, в младшем школьном возрасте являются важным фактором трудового обучения.
В I классе на данный раздел в программе отведено 9 часов и предусмотрено вооружение учащихся разнообразными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для расширения общего и политехнического кругозора, для совершенствования практической подготовки учащихся.
Предлагаемые в пособии практические работы примерные и их значительно больше, чем можно сделать за 9 часов. Учитель может подобрать для выполнения в классе те изделия, которые сочтет более подходящими.
Кроме практической и политехнической подготовки, большое внимание в I классе уделяется первоначальному ознакомлению детей с планированием предстоящих трудовых действий и обучению такому планированию.
Учащиеся получают также необходимые навыки культуры труда.