Изготовление наглядных пособий для облегчения понимания времени

При создании модели календаря как наглядного пособия мы использовали эти рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9x6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней.

При создании модели календаря как наглядного пособия мы использовали эти рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9×6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержал цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умели читать, мы каждый листок календаря отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря они могли определить («прочитать») каждый день недели. Обратная сторона листка оставалась чистой. Календарь на прозрачной маленькой планке вешался на стене.

Для съемных листков календаря была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков. В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков — 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. На ней записывали название прошедшего месяца и укладывали стопку в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнялись 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнялись и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывали порядок следования месяцев, а в нижнем ряду — дней недели и недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.

Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель — месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Мы провели четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщили необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, и этого было вполне достаточно для обучения навыку пользоваться календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходило в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Первое занятие по ознакомлению детей с календарем было проведено 2 января, на котором мы показали разные виды календаря, рассказали о назначении его.

Приведем пример занятия:
— Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?
— Новый год. Кончился старый год и начался следующий. -— Какого числа наступил новый год?
— Первое января — первый день нового года. Первое — это число, а январь—это название месяца.

Далее беседа велась по таким вопросам: «Кто знает, какой был день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются календари разного вида и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?»

— Я вам сделала вот такой календарь. По этому календарю вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю вы увидите, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнаете, как он будет называться.

Посмотрите, как много листков на календаре. Каждый листок — это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает, какое число. Это какое число? Под цифрой написано, какой это день недели.

Какие вы знаете дни недели? Какой сегодня день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета полоска. Понедельник — первый день недели — мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел — 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска.

По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день сто не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.

Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.

Через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточнили с детьми представление о днях недели, учили их связывать названия дней в педеле с порядковым местом. Дни недели наполнялись конкретным содержанием занятий или других видов деятельности, которые проводились по определенным дням. На этом занятии дети как бы увидели всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе помогала запомнить последовательность дней недели и их названия.

Приводим пример проведения занятия по знакомству с днями недели:
— Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели — это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.

Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?

Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их.

Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? И т. д.

На третьем занятии, которое проводилось в первых числах февраля, было уточнено представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносили те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.

Большую помощь в этом оказывал наглядный материал, который использовался различно. Дни недели (в виде листков календаря) дети раскладывали уже не только по порядку. Им предлагалось, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находили и ставили листки вторника и четверга. Дети устно называли предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагалось назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками.

Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяли, сколько недель было в первом месяце года — январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель сосчитал все дни месяца и сообщил, что в январе 31 день. Все листки января были сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уяснили, что январь — первый месяц в году.

Затем воспитатель сообщил, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе с ним выяснили, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считали, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверили еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.

Развитие и воспитание дошкольников