Измерение сыпучих и жидких тел дошкольниками

При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые характерные для измерения сыпучих (жидких) тел. Например, воспитатель показывает миску с крупой

Знакомство дошкольников со временем и счетом

При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые характерные для измерения сыпучих (жидких) тел. Например, воспитатель показывает миску с крупой и спрашивает: «Как узнать, сколько здесь крупы?». Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспитатель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать, сколько крупы?». На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?». Дети, как правило, отвечают что стаканом, чашкой, ложкой можно мерить крупу. Педагог говорит: «Давайте попробуем измерить крупу стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Он показывает, как можно насыпать в стакан крупу (до половины, полный до краев, горочкой). Дети могут предложить один из этих вариантов, например, полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с крупой и говорит: «Вот наша мерка — полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за этим, потому что мы так договорились».

Затем воспитатель высыпает крупу из стакана в пустую миску.

Воспитатель. Чтобы не сбиться со счета, что мы должны делать каждый раз, когда высыпаем из стакана крупу?
Дети. Ставить предметы для памяти.
Воспитатель. Правильно, я буду откладывать кубики, а вы — мелкие игрушки. Сколько стаканов крупы я высыпала?
Дети. Один.
Воспитатель. Сколько игрушек вы положите перед собой?
Дети. Одну.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что вы высыпали один стакан крупы. Каждый раз, когда высыпаем стакан крупы, мы должны отложить одну фишку.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети каждый раз откладывали игрушку после того, как пересыпан полный стакан крупы в миску. Высыпая следующий стакан крупы, педагог обращает внимание детей на то, что крупы в нем столько же, сколько было в прошлый раз и что фишку (кубик, игрушку) можно откладывать только тогда, когда крупа будет высыпана. Наполняя мерку (стакан) в очередной раз, воспитатель может специально насыпать крупы полстакана или горочкой, спросив при этом у детей, можно ли откладывать фишку. Он обращает внимание детей на то, что наполняемость стакана должна быть одинаковой, такой, как договорились перед измерением. Иначе измерение будет неправильным.

После того как вся крупа измерена, воспитатель спрашивает, можно ли узнать, сколько было стаканов крупы. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, дети выясняют, что в миске, например, пять стаканов крупы.

На занятиях по измерению для демонстрации лучше использовать прозрачную посуду, чтобы дети увидели, как в одном сосуде количество крупы (воды) уменьшается, а в другом — увеличивается.

Чтобы у детей не сформировалось неверное представление о том, что крупу (или жидкость) можно измерять только стаканом, воспитатель показывает детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку и предлагает самим попробовать измерить этими мерками.

Измерение протяженных, сыпучих, жидких тел должно постоянно чередоваться, для того чтобы дети научились подбирать соответствующую меру для измерения разных объектов. Так, например, для измерения протяженных предметов дети подбирают линейку, полоску бумаги, картона, брусок, веревку, карандаш, для измерения жидкостей и сыпучих веществ — все то, во что можно налить или насыпать: стакан, чашку, ложку, блюдце.

 
Читайте также:

  • Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету
  • Обучение детей дошкольного возраста измерению
  • Игра-инсценировка «Будем учиться заваривать чай»
  • Крупы, макаронные изделия и бобовые продукты
  • Работа по формированию у детей элементарных математических представлений
  • Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий