Большая часть молодых родителей считают детей до 2 лет невиноватыми в их провинности. Все сводится к тому, что ребенок просто не понимает, что он делает, посему винить его в чем-то просто глупо. Но это не так. Проведем эксперимент: попросим ребенка не поворачиваться, пока за его спиной будем распаковывать новую игрушку. Детское любопытство одержит верх. Однако, так поступают не все малыши. Трехлетние и четырехлетние дети выдержали испытание, что говорит об их умении контролировать себя и сдерживать своеволие. К данному периоду в детском возрасте ребенок начинает изучать сферу нравственных отношений. Он понимает определенные нормы и даже в состоянии их придерживаться. Соответственно, он уже несет личную ответственность за их несоблюдение. Естественно, проще всего заставить ребенка придерживаться норм морали. Разнообразие наград и наказаний не видит границ. Можно одобрить или наказать напрямую, можно – косвенно (сравнить поступок ребенка со знакомым сказочным героем). Дошкольнику важно одобрение близких взрослых и очень неприятно наказание.
Перед родителями встает вопрос о возможности наказания ребенка. Естественно, физическая боль недопустима, что уж говорить о нецензурной брани. Любое наказание не должно влиять на психику ребенка. С процессом взросления внешний контроль над ребенком ослабевает и ребенок остается лицом к лицу с нравственными нормами. Если нравственность опиралось исключительно на контроль, то после падения оного исчезнет и нравственное поведение. Это очень опасно. Пытайтесь приводить примеры, спрашивать у ребенка оценку приводимых ситуаций.
Поставьте ребенка в ситуацию, которую Вы ранее разбирали. Пусть ребенок поступит согласно своему мнению. Здесь важно оценить ситуацию, поступит ли он так, как говорил раньше. Сможет ли ребенок сдержать данное слово и удержаться от соблазна быстрой прибыли? На словах большинство детей 3-6-летнего возраста придерживаются честного образа жизни лишь на словах. На деле – эти же малыши ее просто нарушают. Стоит ради справедливости отметить, что среди дошкольников находятся те, кто способен проявить честность и справедливость при отсутствии внешнего контроля. С возрастом данное число только увеличивается.
Приучите ребенка к бескорыстному нравственному поступку. Анализируйте различные способы педагогического воздействия. Дайте ребенку посмотреть, как в той же ситуации ведет себя другой человек (взрослый или воспитатель). Однако зачастую такие примеры не приносят должного результата. Помогите ребенку выявить нравственный мотив за счет чувства «вины и прощения». В реальности сформировать у малыша нравственную самооценку можно путем обыкновенного эмоционального общения с ребенком. Общение, лишенное доверия не подойдет.
Получается, что нравственное развитие ребенка-дошкольника процесс не из легких. Он охватит лишь «вербальную сферу»: осваивание нормы «на словах», но не в самом поведении. Усиление внешнего контроля со стороны взрослых может привести к зависимости, а это уже, как мы выяснили, опасно.
Читайте также:
{related-news}
Просмотрено: 0 раз 13 декабря 2011