Профессиональную направленность ребенка можно определить уже с детства. Для этого необходимо внимательно присматриваются к ребенку, учитывать в воспитании его интересы, приоритеты; предоставлять ему возможность как можно чаще заниматься самыми любимыми делами и получать от этого удовольствие.
Иногда родители думают, что маленькие дети хотят быть учителями, врачами, и продавцами. На самом деле, это всего лишь те очень распространенные профессии, с которыми любой ребенок хорошо знаком, может представить себя на их месте. Для определения склонности к профессии, следует внимательно приглядеться, в какие игры играет ребенок, что у него от раза к разу хорошо получается, и от чего он получает неподдельное удовольствие, или что он начинает делать раньше, чем его сверстники:
— читать или рисовать, сочинять музыку или стихи, кататься на горных лыжах или на велосипеде, играть
на фортепиано;
— проявляет повышенную любознательность к природным явлениям и естественным событиям: спрашивает о жизни и смерти, звездах или планетах, растениях или насекомых;
— экспериментирует с объектом своего интереса: смешивает краски, разбирает приборы, сравнивает прочность попадающихся под руку материалов и т.д.;
— концентрируется иногда на проблеме своего исследования так глубоко, что будто забывает обо всем;
— легко изучает и удерживает большое количество информации, если она ему интересна.
Диагностика на определение склонности к профессии может проводиться уже с младшими школьниками:
— изучаются детские интересы: чем ребенок любил идо сих пол любит заниматься до школы;
— что нравится детям при обучении в школе: математика, чтение или музыка; учитываются совпадения с более ранним детством;
-от какой деятельности малыш получает удовольствие: от общения с людьми или от манипуляций с приборами; от игры на инструментах или написания сочинений;
— часто ли тянет ли ребенка заниматься: изготовлением поделок своими руками, ухаживанием за домашними животными и комнатными растениями;
— чем готов ребенок длительно заниматься.
Склонность к тому или иному виду деятельности проявляется в повторяемости приоритетов, готовности этим заниматься долго и с удовольствием. Сам малыш пока не может назвать и определить свою будущую профессию. Взрослые при получении данных тестирования, могут выстроить ряд профессий, к которым склонен ваш ребенок.
Изучение личности также поможет определить профессиональную склонность.
Для работы по изучению и контакту с природой человек должен иметь: хорошую зрительную память, развитое воображение, наглядно-образное мышление, наблюдательность, готовность работать вне коллектива, в трудных погодных условиях. При желании работать с людьми, у детей должны быть хорошо проявлены: стремление к позитивному общению, способность подсознательно анализировать поведение окружающих, доброжелательность и выдержка, отзывчивость, умение слушать, легко вступать в контакты, учитывать мнение другого человека.
При склонности к работе с техникой, у ребенка проявляется развитое творческое мышление, наблюдательность.
Ориентируясь на способности ребенка, его особенности личностного развития и интересы к определенной деятельности, взрослые могут прогнозировать, какие профессии ему подойдут в будущем.