Ребенок, проявляя внимание и интерес к данному трудовому процессу, желает участвовать в нем, но не может этого сделать. Например, малыш, видя, что няня моет пол, заявляет, что тоже хочет мыть пол. Или он видит, как воспитатель готовится к занятию, и выражает желание разливать мучной клейстер в розетки, как )то делает взрослый.
Возникает противоречие: ребенок хочет выполнять работу, но не может. У него нет нужных навыков и физических возможностей. Но малыш этого не понимает. В данном случае воспитатель, чтобы не погасить интерес к труду взрослого, должен вычленить те действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку. Например, няня моет пол около ковра с игрушками. Воспитатель просит ребенка отставить игрушки от краев ковра, завернуть его, чтобы няня не
намочила ковер во время мытья пола. При этом подчеркивается участие ребенка в данном трудовом процессе: «Витя помогал няне: она мыла пол, а он убрал с ковра игрушки и завернул его». Или воспитатель готовится разливать краску для занятия, а ребенок приносит розетки и ставит их на поднос.
Иногда педагог, работающий с малышами, сталкивается с таким фактом: к моменту перехода детей во вторую младшую группу у большей части из них имеется отрицательный опыт участи в выполнении отдельных трудовых заданий. Если не изменит характер сложившихся отношений к труду, то у детей он може закрепиться.
Вероятно, эти отрицательные эмоции возникали по поводу неудач в связи с неумением выполнить действие. Возможно дети не получали одобрения, не находили поддержки своих усилий вероятно, некоторых даже укоряли за неумелость, а дома наказывали за отказ что-либо сделать.
Таким детям воспитатель уделяет особое внимание. И удается вовлечь в труд, используя иные мотивы, не связанны с деятельностью и внешне привлекательные. Педагог предлагает например, посмотреть, как он моет поддоны из-под горшков комнатных растений, вызывает у ребенка интерес к действиям. При этом взрослый побуждает малыша поиграть с водой, затем предлагает ему поставить на решетку один и другой поддоны. Ребенок незаметно для себя совершает отдельные действия. Воспитатель хвалит малыша, подчеркивает его участие в труде.