Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
С помощью конкретных творческих заданий можно развить понимание особенностей стихотворной речи. В конце занятий по ознакомлению с художественным произведением детям предлагается словесная игра: придумать слова, которые звучат одинаково. Воспитатель называет слово, а дети рифмуют его с другими.
Можно дать задание придумать загадку, сказку. Для этого дети выбирают тему, самостоятельно придумывают словесные изобразительно-выразительные средства — эпитеты, сравнения. Подбирают пособия: фланелеграф и картинки персонажей, настольный театр. Для реализации задания можно использовать раздаточный материал: серию картинок типа «Забавные зверюшки» А. Лаптева, абстрактный материал: дать детям по 3—4 кружка разных цветов или по 2—3 полоски разной длины и попросить их придумать что-либо.
Применяя дифференцированные, индивидуальные приемы, воспитатель планирует задания разной сложности в зависимости от уровня развития ребенка (или группы детей).
Например, в старшей группе проводится занятие по повторению знакомых литературных произведений. Ставятся цели: закрепить имеющиеся знания, научить быстро ориентироваться в знакомом тексте, выразительно читать предложенные воспитателем отрывки произведений, развивать образность, выразительность речи. Занятие проводится в форме викторины. Воспитатель говорит детям, что они должны вспомнить знакомые сказки, стихотворения, загадки. Задания ставятся так, что все
Дети принимают участие в занятии-игре. Воспитатель обращается с вопросом ко всем детям: «Отгадайте, как называется произведение и кто его написал?». Например, педагог читает отрывок из произведения К. И. Чуковского «Телефон». Затем предлагает отгадать автора и продолжить чтение отрывка (задание выполняется детьми более высокого художественно-речевого уровня). Далее показывается картина и задается вопрос: какую сказку она иллюстрирует (отвечают дети среднего художественно-речевого уровня). Следующее задание — отгадать загадку и прочитать стихотворение о том, что говорилось в ней: «Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает». Дети отгадывают (снег) и читают стихотворение И. Сурикова «Зима».
Применение индивидуального подхода к детям требует гибких методических приемов, которые могут видоизменяться в зависимости от конкретных проявлений детей. По ходу занятий могут возникнуть новые задания, облегченные или, наоборот, усложненные. Индивидуально дифференцированный подход к детям важен для повышения уровня их развития.
Необходимой частью процесса обучения является проверка результатов художественно-речевого развития в конце года. Проверка знаний, умений и навыков не только помогает установить эффективность применяемой методики, но и служит средством повторения, углубления, совершенствования навыков, полученных детьми в течение года.
Воспитатель выясняет, как дети воспринимают художественные произведения, могут ли оценивать сюжет, действия героев (сочувствовать положительным, осуждать отрицательных), сопоставлять новые произведения с известными, различать изобразительно-выразительные средства — особенности сюжета, композиции, образные выражения (эпитеты, сравнения).
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011