Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями воспитатель учит детей понимать развитие литературного образа и средств художественной выразительности, показывает соответствие художественных средств сказочному, реалистическому, лирическому образу. Конкретный материал произведений для детей помогает им постепенно понять, что, например, образные слова, эпитеты, сравнения, применяемые в сказке, неуместны в рассказе (в основном это задачи III квартала).
Обращается внимание детей на явления действительности, отраженные в произведении. Например, перед чтением рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» дети на прогулке наблюдают за солнечными лучами. Эти наблюдения являются основой восприятия художественного образа рассказа. Предшествующий чтению опыт живого общения с природой дает возможность легче понять, осмыслить, эмоционально воспринять художественное произведение, побуждает детей выразить свое отношение к данному явлению. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая чтению рассказа. В данном случае — это разговор с детьми о весне, о солнце.
Усвоению художественных произведений способствует последовательность проведения занятий, развивающих художественно-речевые умения и навыки. Например, на одном занятии — ознакомление со сказкой; на втором — закрепление содержания, просмотр диафильма по этой сказке; на третьем — творческие упражнения, закрепляющие образную лексику произведения, развивающие речь ребенка; на четвертом — пересказ усвоенного произведения; на пятом — проверка и закрепление умений пересказывать, слушать товарищей, замечать неточности, оценивать пересказ.
На занятиях дети учатся выразительно пересказывать, читать наизусть.
При разучивании стихотворений важно вызвать эмоциональное отношение к содержанию, дать почувствовать образность языка, ритмичность речи. Восприятие поэзии предполагает эмоциональную активность ребенка, которая углубляется, если восприятие художественного образа чередуется с наблюдением окружающего, что помогает ребенку почувствовать красоту созданного поэтом образа. Предлагая вниманию детей стихотворение, воспитатель проводит беседу о событиях или явлениях, связанных с его созданием, затем выразительно читает его. После чтения стихотворения проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет эмоциональное отношение детей к прочитанному; повторно стихотворение читается сначала воспитателем, затем детьми (кто запомнил). Помогает усвоению текста и способствует выразительности исполнения прослушивание грампластинок с записью произведений в исполнении мастеров художественного слова.
В старшей группе, когда дети имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать мелодичность речи.
Возможны следующие примерные типы заданий, которые даются детям на занятиях.
- Отгадывание загадок. Оно развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не только загадывать известные им загадки, но и придумывать свои.
- Чтение наизусть пословиц, поговорок. Оно позволяет лаконично и образно выражать свои мысли и помогает улавливать поэтичность, мелодичность и ритмичность речи, так как пословицы и поговорки построены на созвучиях. На занятиях эти задания легко связать с основной темой.
- Придумывание определений к заданному слову (лес — дремучий, непроходимый, темный и т. д.).
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011