Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
В старшую группу дети приходят обогащенные умением слушать художественные произведения, обладающие навыками выразительного исполнения стихотворений, с формирующейся правильной речью. Дети более мотивированно высказывают свое отношение к содержанию сказки, рассказа, к их героям. Они способны замечть связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них появляются предпочтения к определенным произведениям, возникает стремление сравнивать их, сопоставлять услышанное с тем, что они уже знают. Дети не только различают стихотворную и прозаическую речь, но и отличают рассказ от сказки. Они охотно читают наизусть.
У них появляется устойчивый интерес к определенному виду деятельности: одни любят стихи, другие — сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки. Выражается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети могут оценить, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.
Литературный репертуар, с которым педагог знакомит ребенка, расширяется. Это произведения, более сложные по содержанию и художественной форме (волшебные сказки, рассказы разнообразной тематики: об общественных явлениях, о природе, о труде взрослых).
Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Программа основана на преемственности в художественно-речевом развитии ребенка среднего и младшего дошкольного возраста, в ней ставятся задачи: учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы, развивать художественно-речевые исполнительские и творческие способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе.
При ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.
Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя сказку, обращает внимание на ее смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины).
Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения сказки (или устного ее пересказа). Выдержите небольшую паузу, дайте детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем спросите, понравилась ли сказка и чем именно, почему у нее такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название сказки с ее содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили?
Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? В старшей группе, по сравнению с предыдущей, количество подобных вопросов увеличивается. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011