Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Особая роль в работе по ознакомлению со звуковой стороной слова отводится осознанному употреблению детьми терминов «слово», «звук», «слог», «ударение», поскольку слово и его звукослоговые формы становятся для детей этого возраста предметом специального изучения и анализа.
Специальные игры и упражнения проводятся на занятиях по развитию речи (в течение 3—7 мин). В процессе речевых занятий воспитатель учит детей понимать и правильно употреблять указанный термин, учит выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги, как отдельные элементы слова. Внимание детей группы специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (слова длинные и короткие, в словах звуков много или мало).
Как и в средней группе, воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучащее слово, обучая их двум способам произнесения слова.
Первый способ — произнесение слова с одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания каждого звука (лллууунннааа) — используется, если воспитатель хочет показать детям, из каких именно звуков состоит слово. Такой способ произнесения помогает детям «увидеть» те звуки, которые составляют данное слово, расчленить его на звуки, а также установить их последовательность.
Второй способ — усиленное выделение голосом какого- то определенного звука (лллуна, луууна, луннна, лунааа) — используется, если внимание ребенка необходимо обратить именно на этот звук слова. Это способ применяется в старшей группе в работе с отдельными детьми (новенькими или давно не посещавшими детский сад). В остальных случаях воспитатель произносит слова без специального подчеркивания каких-либо звуков (луна), так как уже в средней группе детей учили этому.
Большую помощь в осознании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает звуковая линейка1. Действия каждого ребенка с индивидуальной звуковой линейкой — важный момент в работе по закреплению знаний о последовательной смене звуков в словах (особенно в 1-м полугодии учебного года). Звуковая линейка помогает детям сосредоточить внимание на каком-то одном звуке, «увидеть» этот звук, определить его место в слове (например, звук у в слове луна следует после звука л), закрепить знания о последовательных звуках в слове. Упражнения с линейкой закрепляют знания и о длительности звучания слов (короткое слово имеет мало звуков, поэтому произносится быстро, в длинном слове много звуков, оно произносится дольше).
Одновременно с этим дети продолжают овладевать умением выделять, вычленять отдельные звуки в слове, закрепляют знания о том, что звуки в слове разные, что каждый звук, как часть слова, занимает определенное место в нем, что один и тот же звук может слышаться в начале, в середине и в конце слова. В результате дети овладевают умением слышать и выделять в любом слове все звуки.
В дальнейшем варианты игр со звучащим словом направлены на формирование у детей умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трехсложные слова с открытыми слогами (лу-на, си-ни-ца), учатся произносить отдельно каждую часть слов, составлять слова из заданных слогов, самостоятельно преобразовывать двусложные слова.
Большое значение имеет индивидуальная работа ребенка со слоговой линейкой.
Некоторые игры и упражнения («Назови конец слова», «Отгадай слово» и др.) знакомят детей с тем, что в слове есть начало и конец, учат самостоятельно подбирать слова с определенным слогом, находить слова, начинающиеся с последнего слога предложенного слова.
Особое место принадлежит приемам воспитателя, направленным на самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок о звуках, слогах и ударении в слове. Специально создаются такие ситуации, когда ребенок ставится перед необходимостью искать и находить ответы на вопросы о слове и его строении.
Планируя игры и упражнения, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку на занятии. Если выполнение задания было связано с большим напряжением, в основном использовались словесные методы, то игра, как составная часть занятия, планируется с наглядным материалом (картины, таблицы, игрушки). Если в основной части занятия широко представлена наглядность, то игры и упражнения со звучащим словом должны быть словесными.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011