Словарная работа со старшими дошкольниками

В старшей группе продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Особое внимание следует уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, форми

В старшей группе продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Особое внимание следует уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова наиболее точные, подходящие к ситуации.

Работа с синонимами дает возможность детям подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в своей речи. Дети учатся вдумываться в смысл употребляемых слов, выбирать из имеющегося у них запаса слов наиболее
подходящие.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенных в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5—7 мин). На первых занятиях по подбору антонимов используются подсказывающие вопросы типа «Лиса большая и сильная, а лисенок…?» (дети отвечают — маленький и слабый); в последующих занятиях, например, при сравнении предметов посуды, значительное внимание уделяется правильному пониманию и употреблению таких антонимических пар, как глубокая-мелкая, высокая-низкая.

Для подбора синонимов задаются вопросы после пересказов, рассказывания по картинке. Например, после пересказа произведения J1. Толстого «Пожарные собаки» можно задать вопросы: «Какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива?» (радостное, счастливое). «А до этого мама плакала. Как сказать по-другому, какое у нее было настроение?» (она была расстроенная, печальная). Для употребления глаголов задаются такие вопросы, например: «С деревьев падают листья. Как сказать по-другому?» (летят, кружатся); «Завидев охотника, лиса убегает. Как еще можно сказать, что она делает?» (удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится).

Для обучения употреблению прилагательных и глаголов полезны специальные речевые ситуации, когда дети поставлены в условия, требующие точного обозначения.

Например, дается следующая ситуация: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (дождливая, холодная). «Если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях красные, желтые листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (теплая, ранняя, золотая, солнечная). Так же задаются вопросы и на подбор глаголов.

В старшем возрасте идет дальнейшее углубление и уточнение знаний об одном и том же предмете, его деталях, назначении. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). Эффективным является прием сравнения предметов одной и той же категории; умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Развитие и воспитание дошкольников