Цель: воспитывать у детей умения слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и особенно окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки а, у.
Ход занятия
Для чтения детям лучше взять стихотворения «Бычок» и «Грузовик», обыграв их следующим образом:
«Давайте покатаем кота в машине»,— предлагает педагог. Как только машина трогается, кот начинает мяукать, выпрыгивает, опрокинув грузовик. Затем воспитатель читает стихотворение.
Аналогично обыгрывается стихотворение «Бычок».
Далее воспитатель читает «Лошадку», сопровождая чтение игровыми действиями: причесывает шерстку «гладко», хвостик приглаживает гребешком. (Для показа можно взять небольшую лошадку.)
Педагог читает стихотворение еще 1—2 раза. Дети помогают ему читать, затем декламируют самостоятельно. Чтобы им было интереснее, педагог приводит лошадку, на которую ребенок, прочитавший стихи, может сесть и «скакать верхом». Такой игровой момент очень привлекателен для детей (некоторые именно ради него соглашаются выйти и прочесть стихотворение).
Не следует предлагать ребенку сопровождать чтение показом действий: трехлетнему малышу это трудно.
Стихотворение читается 2—3 раза. Далее педагог
предлагает детям изобразить лошадок. Он цокает, а малыши «скачут, как лошадки».
Затем воспитатель показывает детям куб с картинками (грань 10—12 см и более). На одной его грани — изображение малыша в ползунках (Аленушка), на другой — паровоза. Воспитатель, поворачивая куб, приговаривает: «Крутись, вертись, на бочок ложись». (Дети могут произносить рифмовку вместе с ним.) Показывая грань с картинкой, педагог говорит: «Кубик лег на бочок, перед вами…» — «Малышка Аленушка». Воспитатель предлагает вспомнить Аленушкину песенку (аааа) и спеть ее. В этой игре параллельно с отработкой произношения звуков детей упражняют в употреблении различных форм глагола лежать (ложись, ляг).