Цель: обогатить представления детей о первом летнем месяце, помочь понять и запомнить стихотворение «Июнь» С. Маршака.
Ход занятия
Воспитатель предлагает перечислить времена года. Напоминает, что каждое из них продолжается три месяца. Просит назвать зимние и весенние месяцы. Интересуется, какой месяц наступил. Поясняет, что июнь — первый месяц лета, за ним последуют июль и август.
— Что же это за месяц — июнь? — спрашивает педагог.— Какие приметы июня вы сможете назвать? — Просит кого-нибудь из детей, пользуясь своими собственными наблюдениями и отметками в календаре погоды, рассказать о том, какая погода в июне.
— Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? — интересуется педагог.— Чем заняты и как ведут себя птицы? — Если ответ на последний вопрос будет не полным, а суждения детей противоречивыми, следует предложить воспитанникам обратиться к методисту детского сада за советом, что можно прочесть о жизни птиц в летний период. (С этой же просьбой можно обратиться и в ближайшую библиотеку: непосредственно или получить консультацию по телефону.)
— Какие овощи вызрели? Какие появились в продаже? Откуда поступили
они на прилавки наших магазинов?—продолжает беседу воспитатель.— Чем заняты хлеборобы и овощеводы?
Как выглядят луга, лесные поляны?
Послушайте стихотворение:
***
Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал.
(Е. Благинина. Луг)
Воспитатель еще раз читает стихотворение, спрашивает, о каком ковре идет речь, какие цветы составили ковер, который «и желт, и синь, и ал» (лютики, колокольчики, полевая гвоздика).
— Вы уже немного знаете о первом летнем месяце — июне,— завершает разговор воспитатель,— но можете узнать еще больше, внимательно наблюдая за деревьями, цветами, птицами, насекомыми, слушая стихи и рассказы о природе.
Затем педагог читает стихотворение «Июнь»:
***
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.
Спрашивает, о чем щебечут птицы, предлагает прочесть слова «Июнь! Июнь!» так, чтобы в них слышалось птичье щебетание (хоровое и несколько индивидуальных выступлений). Интересуется, каким стал луг с одуванчиками, который совсем недавно, в мае, был ослепительно желтым, солнечным. (Луг заметно позеленел, и над травой повсюду летают светлые пушинки — семена созревших одуванчиков.)
В заключение воспитатель читает стихотворение еще 1—2 раза. Вызывает для чтения детей.
Аналогично проводятся занятия, помогающие конкретизировать и систематизировать представления детей о двух других летних месяцах — июле и августе.
На прогулке в процессе игры следует закреплять знания детей («Январь!» — говорит педагог, бросая мяч ребенку. «Февраль!» — отвечает тот, возвращая мяч. Или: «Июнь!» — говорит воспитатель, бросая мяч. «Лето!» — отвечает ребенок).
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим следует активизировать представления детей о лете. Целесообразно использовать при этом игровые приемы. Например, по условиям игры тот, перед кем педагог положит какой-либо предмет, должен назвать примету месяца (густая зеленая трава; зацвели колокольчики и полевые гвоздики; лесные тайны надежно охраняет комариное войско; во всех гнездах подрастают птенцы. Птицы поют меньше, так как с утра до вечера кормят птенцов; стоят самые длинные дни и самые короткие ночи; на полях колосятся хлеба — июнь).