Звуковая культура речи: дифференциация зву-ков ч — щ. Заучивание стихотворения «Песенка весенних минут» В. Берестова

Далее педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку (см. предшествующие занятия), над решеткой — картинку с птичкой. «Это чечетка»,— поясняет он и просит определить место звука ч в названии пти

Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Звуковая культура речи: дифференциация зву-ков ч — щ. Заучивание стихотворения «Песенка весенних минут» В. Берестова
Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуля-ции звуки ч — щ: изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук; совершенствовать умение определять позицию звука в слове; совершенствовать интонацион-ную выразительность речи: упражнять в изменении темпа речи и высоты голоса; помочь запомнить новую скороговорку.

Ход занятия

Воспитатель произносит звуки ч и щ, предлагает послушать, как они звучат. Дает задание: услышав звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ — показать, как пилят дрова (словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). Произносит вразбивку звуки, прикрыв губы листом бумаги: ч… ч… щ… ч… щ… щ… щ… ч… ч… щ… ч… щ… Задание выполняет сначала вся группа, затем дети, сидящие за первым столом, после них те, кто сидит слева от воспитателя, и т. д.
Далее педагог произносит слова со звуками ч и щ. Дети показывают, какой звук услышали. Вначале задание выполняют мальчики, а девочки анализируют ответы. Затем они меняются ролями.

По окончании упражнения воспитатель повторяет слова со звуком ч и просит детей вспомнить и назвать другие слова с этим же звуком (за правильный ответ дается фишка).
Педагог читает стихотворение «Песенка весенних минут» В. Берестова. Повторяет первую часть (до слов «Потихоньку, полегоньку»), предлагает назвать слова со звуком ч (что, короче,
ночь).

— Теперь,— говорит воспитатель,— представьте себе огромные часы, стоящие на полу. Они прогоняют «прочь зиму» примерно так: пооо-тиии-хооонь-кууу, пооо-леее-гооо-нь-кууу. А как прогоняют зиму настенные часы? Ручные часики?

Вызывает читать стихотворение ребенка, интересуется, ход каких часов он собирается воспроизвести: напольных, настенных или ручных. Просит всех оценить, получилось ли у ребенка так, как он задумал. Затем с декламацией выступают еще трое-четверо детей.

Далее педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку (см. предшествующие занятия), над решеткой — картинку с птичкой. «Это чечетка»,— поясняет он и просит определить место звука ч в названии птицы. Дети помещают цветные кружки в первую и вторую клетки решетки. Воспитатель заменяет прежнюю картину изображением самовара. Спрашивает, слышится ли в слове самовар звук щ. Получив отрицательный ответ, предлагает сказать, слышится ли звук ч. Дает задание: «Измените слово так, чтобы в нем появился звук ч (самоварчик) …звук щ (самова-рище). Покажите, где слышится звук щ в слове самоварище».
Затем воспитатель цитирует отрывок из сказки «Федорино горе» К. Чуковского:
Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю…

Спрашивает, кто прощает Федорушку, в каком произведении про это рассказано, кто автор.

В заключение воспитатель читает детям стихотворение:

В роще щебечут стрижи,
чечетки, щеглы и чижи.

(Л. Ульяницкая)

Дети повторяют его 2—3 раза. На следующих занятиях они упражняются в быстром и отчетливом произношении всех слов этого стихотворения.  
Читайте также:

  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков р — л
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — ж
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ш
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с
  • Просмотрено: 105 раз 27 ноября 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий