Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Цель: активизировать знания детей об образе жизни диких животных; воспитывать умения устанавливать причинно-следственные зависимости и формулировать простейшие выводы; находить удачное сравнение для характеристики природных явлений; рассказывать по картине последовательно, живо, отражая в рассказе свое видение изображенного.
Ход занятия
Воспитатель напоминает содержание беседы о диких животных, состоявшейся на одном из предыдущих занятий, об их приспособляемости к условиям жизни. Демонстрирует иллюстрации (большого формата), на которых нарисованы зайцы в летнее время и зимой. Напоминает: «Мы говорили о том, как приспосабливаются к условиям жизни белки и ежи. А что можно рассказать о зайцах? (Меняют окраску.) Как они спасаются от врагов? Как добывают пищу? Что едят?» Заслушивает ответы детей, корректирует их. Спрашивает, не хотят ли дети узнать что-либо еще об этих симпатичных зверьках. Записывает все вопросы.
«Часть ваших вопросов я отложу на завтра, а на оставшиеся мне поможет ответить вот эта картина»,— говорит педагог и ставит на мольберт картину «Зайцы». Задает вопрос, как дети наз-вали бы ее. Предлагает на выбор следующие названия: «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость». Привлекает внимание детей к изображению зимнего леса: «Как выглядят зимний лес и полянка?» (Выпал снег, его много, снег глубокий. Очень тихо. День ясный. От деревьев — они стоят, как стража, охраняя полянку,— на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.) Дает задание ребенку составить описание лесной полянки. По окончании рассказа заслушиваются еще 2—3 выступления. Беседа по картине продолжается. Педагог побуждает детей к развернутым высказываниям. «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк»,— рассказывает воспитатель и спрашивает: — Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался Только собрался заяц поесть, а тут…? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.) Опишите зайцев в момент встречи (2—3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»
В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.) Заканчивается занятие рассказом-образцом педагога: «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно — утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Читайте также:
Просмотрено: 197 раз 26 ноября 2010