Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Цель: поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.
Предварительная работа. Для занятия нужны новогодние открытки шести-семи разновидностей, объединенные одной темой: «Едет-спешит Дед Мороз». Открытки раздаются или каждому ребенку, или по одной на двоих.
За 3—4 дня до занятия воспитатель начинает знакомить детей с открытками (постепенно — с одной-двумя в день). Пред-лагает план описания: внешность Деда Мороза, как он едет на новогодний праздник, окружающая природа. Первые 2 открытки I целесообразно показать детям в конце любого занятия по раз-витию речи. Остальные они будут рассматривать по аналогии с первыми. Чтобы выяснить, целенаправленно ли рассматриваются открытки, только что появившиеся на стенде, педагог предлагает трем-четырем детям сообщить план рассматривания второму воспитателю и сверстникам. В день занятия на стенде должны быть представлены образцы открыток.
Ход занятия
Открытки лежат перед детьми на столах. На столе воспитателя — запасные экземпляры, размещенные так, чтобы их хорошо видел каждый ребенок. На мольберте — карта нашей Родины.
— Велика наша страна, не правда ли? — говорит воспитатель.— Как вы думаете, успеет ли Дед Мороз поздравить всех детей с Новым годом? Давайте сочиним сегодня большую сказку о предстоящем путешествии Деда Мороза по нашей огромной стране. Я начну рассказывать, а вы продолжите.
«Весь декабрь готовил Дед Мороз подарки. Накануне Нового года ранехонько проснулся он в своем ледяном дворце, что у самого Северного полюса (показывает по карте). День-то нелегкий предстоит! Надо за сутки всю громадную страну обойти-объехать! Сначала решил Дед Мороз побывать на Чукотке и Сахалине — у восточных границ нашей Родины (показ). Расправил он усы и бороду, взял посох дорожный, за порог дворца перешагнул, а у подъезда уже оленья упряжка стоит-дожидается»
Далее рассказ продолжает ребенок. Он описывает наряд Деда Мороза, оленью упряжку, окружающую природу. После чего слово опять берет воспитатель:
— Быстро домчался Дед Мороз до восточных границ страны. Все дела сделал, у всех в гостях побывал. Пора дальше вслед за Новым годом поспешать. Только подумал, а перед ним уже…
Рассказ снова продолжает ребенок. Если его выступление не удачно, воспитатель может обратиться к детям с такими словами: «Что такое? Уже Дед Мороз на место прибыл, а лошади по кругу бегают, останавливаться нежелают. Может, им наш рассказ не понравился? Давайте-ка дополним да приукрасим его»,— после чего заслушиваются еще несколько рассказов.
— Всю Сибирь объехал Дед Мороз, всех с Новым годом поздравил,— продолжает педагог.— Взглянул на луну, а она сердится. «Никак опаздываю!» — понял Дед Мороз и закричал: «Бегу, милая, бегу!» Стукнул посохом, вызвал…
К вашим услугам новый туристический автобус, выпущенный на Украине, в городе Львове (показ фотографии, картинки). Прошу занять места. (Расставляет новые игрушки на детских столах.) Поехали!
По ходу экскурсии педагог демонстрирует 2—3. фотографии с видами родного детямгорода (поселка), рассказывает о достопримечательностях. Заканчивая игру, она объявляет:
— Наша экскурсия по городу (название города, его ориентиры) закончена. Всего
вам доброго, товарищи экскурсанты!
— До свидания, товарищ экскурсовод. Всего хорошего! Дети рассматривают новые игрушки, играют с ними.
Читайте также:
Просмотрено: 220 раз 25 ноября 2010