Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ш

Воспитатель напоминает детям скороговорку: «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Сначала ее произносят все хором, негромко и отчетливо, в разговорном темпе, затем — быстрее и еще быстрее. Далее де

Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — шЦель: совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различение звуков с — ш, на определение наличия их в словах и фразовой речи, на определение позиции звука в слове, на придумывание слов с определенным звуком; совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

Ход занятия
Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: на звук с нужно изобразить умывание, на звук ш — сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползет змея. Попеременно произносит звуки с и ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем педагог называет детям слова со звуками с и ш (сова, шарик, ослик, шершавый и др.). Услышав заданный звук и определив его, дети выполняют соответствующие движения. Вначале задание выполняют мальчики, а девочки контролируют результаты, затем они меняются ролями.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения: Пес шагал по переулку, Он жевал большую булку. Подошел Щеночек,. Попросил кусочек.
(Э. Мошковская. Жадина) Интересуется, понравились ли детям стихи. Дважды повторяет их вместе с детьми. Ставит на свой стол 3 пирамидки одного цвета и 3 другого. Читает стихотворение и просит детей назвать слова со звуками с (пес, попросил, кусочек). Дети, назвавшие эти слова, получают пирамидки. Далее дети называют слова со звуком ш (шагал, большую, подошел). Затем воспитатель предлагает называть любые другие слова со звуком с. Ответивший правильно получает фишку.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу картинку с изображением собаки, а под ней карточку из трех квадратов — решетку.

— Вот этот пес и шагал по переулку,— говорит педагог. Произносит слово пес и просит определить позицию звука с в слове (в начале, в середине или конце). Помещает в последний квадрат яркий кружок.

— Пес спешил. Где слышится звук с в слове спешил? — спрашивает воспитатель. Переставляет кружок в первый квадрат.

— «Маленький Щеночек попросил кусочек». Где слышится
звук с в слове кусочек? — Педагог переставляет кружок во второй квадратик.

— Поняли теперь, почему я помещаю кружок в тот или иной квадратик? — спрашивает воспитатель.— Объясните, почему.
Педагог ставит на фланелеграф картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть звуки с и ш. Дети определяют позицию звука и самостоятельно помещают кружок в нужный квадрат. Если задание выполнено неправильно, воспитатель выносит кружок за пределы карточки.
Воспитатель напоминает детям скороговорку: «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Сначала ее произносят все хором, негромко f и отчетливо, в разговорном темпе, затем — быстрее и еще быстрее. Далее дети проговаривают скороговорку индивидуально. Побеждает тот, кто произнесет ее правильно.
Педагог предлагает следующее задание: изобразить встречу лисы и блина из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
В заключение он спрашивает, понравилось ли детям занятие, кого какое задание заинтересовало, какие призы кто получил.  
Читайте также:

  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков р — л
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц
  • Звуковая культура речи: дифференциация зву-ков ч — щ. Заучивание стихотворе …
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — ж
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с
  • Просмотрено: 295 раз 25 ноября 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий