Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачное, с-ветлое и цветное, водонепроницаемое, гладкое и негладкое, толстое и тонкое, холодное, бьется), обратить внимание дошкольников на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Ход занятия
На детских столах — изделия из, стекла: тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки и т. п. Воспитатель обращает внимание детей на эти предметы, просит назвать их. Отмечает, что вещи похожи друг на друга, так как все они — «родственники».
«Очень много разных предметов делают из стекла, не правда ли? — говорит педагог.— Интересно, почему?» Затем он предлагает заняться определением свойств стекла. Опускает в стакан цветной шарик. Спрашивает, что в стакане. Интересуется, как дети догадались о том, что в стакане цветной шарик.
— Стекло прозрачное,— подчеркивает воспитатель.— Запомните слово прозрачное. Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стекла, стекла для очков. Где еще используется это свойство стекла — его прозрачность? (Из стекла изготовляют стекла автомашин, стенки аквариумов, градусники и др.)
— Стекло бывает светлое, но бывает и цветное,— продолжает беседу воспитатель.— Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет (синяя лампочка, коричневая бутылка, золотистых тонов розетка и т. п.).
Затем дети по предложению педагога берут стеклянные изделия в руки, определяют, каково стекло на ощупь (гладкое, с бугорками, скользкое, холодное и т.д.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть — из толстого и очень толстого стекла.
— Что случится, если уронить стеклянную вещь? — спрашивает воспитатель, формулирует вывод: стекло хрупкое, легко бьется. Просит повторить определение хрупкое.
— Назовите изделия из стекла, в которые можно наливать воду или любые другие жидкости,— предлагает педагог очередное задание. Выслушав ответы, воспитатель подводит детей к вы1 воду, что стекло водонепроницаемо, так как практически в любую стеклянную посуду можно наливать воду.
— Есть у стекла и еще одно свойство: если до него дотронуться, оно издает мелодичный звук, послушайте,— воспитатель ударяет карандашом по вазе, затем слегка прикасается одним стаканом к другому. Дети подтверждают, что стекло звенит, звучание его похоже на звучание металлофона. Воспитатель обобщает результаты наблюдений, еще раз называет свойства стекла. Далее вниманию детей предлагается загадка: «Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь». Отгадав ее, дошкольники пробуют по аналогии составить свои загадки об изделиях из стекла.
В заключение дети осматривают групповую комнату и называют находящиеся в ней стеклянные предметы.
Читайте также:
Просмотрено: 98 раз 25 ноября 2010