Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст целиком и по частям, драматизировать отрывки.
Ход занятия
— Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку «Как лисичка бычка обидела»,— говорит педагог.— Кто кого обидел? А кто это такой — бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?
Воспитатель читает сказку:
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок. Пучеглазый. Бычок, бычок, Большеротый. Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? — спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
— Вот видишь,— сказала мать-лисица,— ты первая его и обидела…
Воспитатель обращается к детям:
— Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показывает на карте).
Представляете теперь, как выглядит бычок-рыбешка морская? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? А какая в этой сказке лисичка?
Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из эскимосской сказки.
Как лисичка бычка обидела, что она ему запела? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе… споем еще раз. -А сейчас пусть споет ее Катя (затем вызывает еще трех-четырех детей).
Далее педагог предлагает послушать сказку еще раз. Читает (с установкой на пересказ). Просит кого-либо из детей пересказать сказку.
Затем дети по двое пересказывают текст по частям (2 пересказа). При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок сам. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной?» — «Хочу».— «Спасибо, Аня». Второй пересказ педагог просит детей слушать особенно внимательно, чтобы определить, какой паре он удался больше (кто рассказывал интереснее? кого слушать приятнее, легче?).
Далее воспитатель организует драматизацию сказки. Напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса — дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки, и т. п.
Чтобы дети, не занятые в драматизации, не устали, можно предложить им изобразить морскую волну, шуршащую камешками: «Шуууу-рррр, шуууу-рррр», после чего провести очередной пересказ или драматизацию.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, как называется новая сказка, с которой дети познакомились. Подчеркивает, что сегодня они не только прослушали сказку, но и учились пересказывать ее.
Читайте также:
Просмотрено: 140 раз 25 ноября 2010