План занятий по изобразительному искусству на март для детей 6-7 лет

Дети подбирают радостную цветовую гамму, и получается яркая картина, или наоборот. Эти варианты воспитатель исполь­зует, учитывая художественный опыт детей. Можно предложить детям создать ск

Рисование. «Портрет мамы»

Программное содержание. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.
Материал. Бумага (30X40 см), краски (гуашь), кисти, вода.
Предварительная работа. Рассматривание рисунков, портретов. Рисование в альбоме для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям 2—3 женских портрета в иллюстрациях, объясняет, какое выражение лица передано художником. Предлагает ребятам нарисовать портрет своей мамы, попытаться, если кто сможет, не только нарисовать любимое мамино платье, но и передать ее профессию (мама — врач, повар, ткачиха и т.д.). Из детских рисунков воспитатель организует выставку.
Можно предложить другую тему: «Как я помогаю своей маме» или «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Лепка. «Ваза (кувшин) для цветов»
Программное содержание. Закреплять умение у детей самостоятельно передавать форму вазы, предварительно обследуя ее рукой, соблюдать пропорции, строение формы, придать ей устойчивость, наносить стекой узор на поверхность формы.
Материал. Глина, дощечки, стеки, простой формы ваза (кувшин).
Предварительная работа. Рассматривание и обследование керамической посуды. Вырезывание ее силуэтов в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает 2—3 керамические вазы различной формы и обращает внимание на особенности верхней и нижней частей вазы. Спрашивает детей, каким способом выполнен узор (росписью или рельефом). «Каждый из вас сегодня вылепит красивую вазу или кувшин,— говорит педагог,— которую вы затем раскрасите красками и подарите мамам. Если ваза с ручкой, то оставьте немного глины. Узор потом сделаете стекой». Дети лепят вазу. Форма должна быть примерно 10—12 см высотой. Педагог обращает внимание на постепенное расширение формы книзу. Можно показать всем детям способ кругового налепа при выполнении полого сосуда. При этом учить детей хорошо скреплять (примазывать) глиняные кольца, которые накладываются одно на другое.
Готовые детские формы просушиваются, а на занятии декоративным рисованием расписываются узором. Поделки детей могут быть использованы в играх, для украшения интерьера, кукольной комнаты или служить в качестве подарка мамам.

Рисование. «Наш город» (планируется два занятия)

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к окружающему, выполнять задание, построенное на тональных сочетаниях одного и того же цвета.
Материал. Бумага темно-серого фона, краски (гуашь), кисти.
Предварительная работа. Экскурсия на улицу города. Рассматривание иллюстраций. Рисование в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дома они видели на экскурсии (низкие, высокие — многоэтажные), и нарисовать их. Педагог напоминает, что необходимо подумать, какой будет цвет неба, чтобы на нем выделялись силуэты домов, не забыть изобразить в нижней части рисунка людей, машины.
На первом занятии дети намечают основное содержание рисунка, его композицию (расположение домов, тротуара и т.д.).
На втором занятии ребята заканчивают рисунок, изображая машины, пешеходов, вносят элементы оформления зданий. По окончании все работы соединяют в единую композицию.

Лепка (коллективная). «Птицы»
Программное содержание. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, животному миру, закреплять умение лепить небольшие скульптурные группы (из 2—3 фигур), передавая пропорциональные соотношения, динамику.
Материал. Глина (пластилин), стеки, тряпочки, дощечки.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке (в уголке природы). Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Если в уголке природы есть канарейки, воспитатель просит детей посмотреть на них или показывает 2—3 иллюстрации с изображением разных птиц. Затем просит ребят вылепить птиц такими, чтобы можно было сразу сказать, что они делают (летят, наклонили голову, пьют воду и т.д.). Дети, сидящие за одним столом, выполняют одну композицию, например птицы на кормушке, птицы в гнезде и т.д. Воспитатель предлагает выбрать для лепки глину или пластилин (желательно, чтобы по цвету пластилин приближался к окраске оперения птицы), напоминает, что стекой можно показать оперение. В конце занятия воспитатель проводит обсуждение вылепленных фигурок. Если птицы вылеплены из пластилина, то дети вместе с педагогом прикрепляют фигурки к ветке, получается композиция «Птицы на ветке».

Рисование. «Ранняя весна» (планируется два занятия)
Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги.
Материал. Репродукции картин И. Левитана «Март», И. Грабаря «Февральская лазурь», бумага, краски (акварель), цветные восковые мелки.
Предварительная работа. Наблюдение природы. Чтение стихов о весне.
Методика проведения занятия.
1. Проводится беседа о ранней весне, ее признаках. Воспитатель демонстрирует репродукцию картины И. Левитана «Март» (обращая внимание на голубое небо, подтаявший снег, чуть желтоватые стволы деревьев) в сравнении с произведением И. Грабаря «Февральская лазурь» (показывая синие тени от деревьев, так как ярко светит солнце). Можно прочитать стихотворение С. Маршака:

Снег теперь уже не тот — Облака бегут быстрей,
Потемнел он в поле, Небо стало выше,
На озерах треснул лед, Зачирикал воробей
Будто раскололи. Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки,
И на вербах серебром Светятся сережки.

После этого предлагает детям подумать, какой сюжет они хотят нарисовать, спрашивает нескольких ребят. Затем все дети приступают к рисованию. Педагог напоминает, что рисунок нужно располагать на всем листе бумаги.
2. Дети продолжают рисовать, завершая свой замысел. По окончании каждый может рассказать о своем рисунке.

Аппликация. «Загадки и отгадки»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, закреплять умение вырезывать силуэт предмета, аккуратно наклеивать его на бумагу.
Материал. Листы бумаги, сложенные пополам, цветная бумага для аппликации, клей, ножницы.
Предварительная работа. Рассматривание картинок в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить загадку (кто какую знает), вырезать из цветной бумаги предмет-отгадку (морковку, лук, елку и т. д.) и наклеить на бумагу. В конце занятия педагог вызывает нескольких ребят и предлагает сказать задуманную загадку, а дети ее отгадывают, затем ребенок показывает, всем свою отгадку.
Все работы детей можно оформить в виде книжки «Наши загадки». Воспитатель делает обложку для книжки. Используется она в игре детей.

Лепка с натуры. «Мои игрушки»
Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, лепить из целого куска, делить целое на части, соединять элементы между собой, передавать характерные особенности животных.
Материал. Глина (пластилин), стеки, дощечки (поворотный круг), игрушки несложной формы.

Предварительная работа. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям взять в игровом уголке любимую игрушку и вылепить ее. Дети берут игрушки, ставят их на стол и приступают к работе. Если у 2—3 детей окажется одна любимая игрушка, им можно предложить сесть вместе за один стол. Поскольку замыслы индивидуальны, воспитатель оказывает каждому соответствующую помощь в процессе занятия.

Рисование. «Каких животных ты видел?»
Программное содержание. Учить детей по собственному замыслу изображать животных, передавая их в движении, воспитывать интерес и любовь к животному миру.
Материал. Цветные карандаши, графитный карандаш, бумага в половину альбомного листа.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Беседы о животных.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, какие передачи о животных они смотрят по телевизору. Вспоминает книги, в которых рассказывается о животных, читает отдельные отрывки из них, показывает 3—4 иллюстрации с изображением животных. Напоминает, что рисовать животных надо крупно. В ходе занятия педагог индивидуально показывает, дает советы, помогает подобрать нужный цвет для передачи окраски животного, обращает внимание на штриховку. Выполненные рисунки вывешиваются на стенд. Дети рассказывают о животном, которое они изобразили, говорят, где живет оно, чем питается.
Можно вначале предложить детям вырезать силуэты животных из бумаги, сделать аппликацию, а затем на другом занятии нарисовать это животное. При этом ребята сравнивают, какой способ выполнения оказался более выразительным при изображении одного и того же животного.

Декоративная аппликация. «Сказочные цветы в сказочном саду»

Программное содержание. Развивать у детей фантазию в изображении декоративных композиций из растительных элементов, упражнять в получении красивых сочетаний цветов.
Материал. Бумага цветная для фона и аппликации, ножницы, клей.
Предварительная работа. Рассматривание альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду» авт. Максимов Ю., Чуракова В.
Методика проведения занятия. Вместе с воспитателем дети рассматривают таблицы альбома, на котором изображена роспись на разных предметах, например на северных прялках. Педагог обращает внимание на выразительность орнаментальных цветочных форм и колорит росписи прялок, на сочетание крупных растительных форм с мелкими. Предлагает определить, какие цветы в росписи напоминают настоящие (колокольчик, василек, ландыш, ромашку). После этого ребят просят вырезать из цветной бумаги цветы, которые могли бы расти в сказочном саду. Одни вырезывают силуэты сказочных деревьев, другие — цветы (их можно украсить травкой, мелкими ягодками, завитками, дорисовав фломастерами). Дети выбирают цветной фон и создают свои композиции. В ходе занятий воспитатель помогает отдельным детям в подборе и составлении цветов. Выполненные работы раскладывают на столах. Все вместе они составляют фриз красочного сказочного сада.
Занятие можно провести по-другому. Дети рисуют сказочные цветы или сказочный сад доброй или злой волшебницы. В зависимости от этого меняется отношение к образу и средствам для его передачи. Дети подбирают радостную цветовую гамму, и получается яркая картина, или наоборот. Эти варианты воспитатель использует, учитывая художественный опыт детей.
Можно предложить детям создать сказочные цветы в холодных или теплых тонах, дать образное название: «Цветы во дворце Снежной Королевы» или «Цветы, которые растут в Солнечном городе».

Развитие и воспитание дошкольников