Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 6-7 лет

С произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искус

Когнитивное развитие дошкольника Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 6-7 летОсновная цель работы — приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. Показ произведений искусства дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в общественной жизни, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представление об известных предметах.
С произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок.

Во время беседы воспитатель обращается к художественному слову, к произведениям русских и советских поэтов. Обычно он предлагает детям вспомнить знакомые стихи. Все это создает у ребенка эмоциональное настроение, вызывает стремление самому участвовать в творческой деятельности.
Постепенно продолжая ознакомление детей с искусством, воспитатель главный акцент делает на том, какими средствами художник, скульптор, народный мастер передает окружающую действительность. Все внимание уделяется характеру изобразительно-выразительных средств. Показывая репродукции картин, педагог дает более точное их обозначение, т. е. дети подготовительной к школе группы узнают термины «натюрморт», «пейзаж». Эти понятия ребята закрепляют в своей практической деятельности. Они рисуют группы предметов, лепят, наклеивают (фрукты, овощи, игрушки, цветы и т. д.).
Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями — сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов — декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм).
Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) — основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).
Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель — подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные признаки, позу, движения.
Основная задача сюжетного рисования — научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.).
Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы — определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.). Предварительно дети могут сделать несколько эскизов и выбрать лучшие из них, по которым расписывают вещи.

В подготовительной группе дети лепят с натуры овощи, фрукты, грибы, посуду и т. д. Существенное значение имеют предварительное рассматривание предмета, зрительный и двигательный (путем ощупывания) анализ его формы, строения, сравнения изображения с натурой во время лепки. Предмет следует поворачивать, чтобы дети видели объемную форму с разных точек зрения. Они осваивают лепку более крупных фигур, лепят преимущественно из целого куска (скульптурная лепка). В связи с этим педагог учит ребенка регулировать силу нажима пальцев на комок глины (движения в одних случаях должны быть достаточно сильными, энергичными, в других — легкими, осторожными), сглаживать поверхность лепки влажными пальцами, пользоваться стекой. Воспитатель частично показывает отдельные действия. Большое значение приобретает индивидуальное руководство. Если ребенок затрудняется, ошибается, воспитатель советует, подсказывает верный ход, иногда показывает на другом куске глины, как вылепить основную форму, согнуть, изменить ту или иную деталь, лучше присоединить ее и т. п.

Дети 6—7 лет могут лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, укрепляют их на общем основании, передают пропорциональные соотношения, динамику действия, добиваются выразительности в передаче движения, характера образа. Педагог дает творческие задания на темы, отражающие жизненные впечатления детей («Идем на парад», «Катаемся с горы на санках», «Зимние забавы»), на темы литературных произведений («Кот, петух и лиса», «Снегурочка», «Сивка-бурка» и др.).
Лепка скульптурных групп подводит детей к выполнению коллективных работ («Парад на Красной площади», «Дедушка Мазай и зайцы», «Птицеферма», «Зоопарк» и т. д.). Главное в коллективной лепке — развитие умения соразмерять по величине свои изображения с другими.
Большой цикл тематики в лепке связан с декоративно-прикладным искусством. Образцы народного творчества формируют у детей умение в создании лепных поделок исходить из целого, добиваясь пластического решения лаконичными средствами. Основываясь на знании объемных форм (шара, цилиндра, конуса), дети могут по типу народных глиняных игрушек лепить кукол, птиц, коней и т. д. По мотивам народных керамических изделий лепят посуду, барельефы и изображения сказочных птиц, фантастических цветов. Все эти предметы они расписывают гуашевыми или темперными красками.
На занятиях аппликацией дети вырезывают из бумаги и наклеивают вырезанные части или целые фигуры. Основными художественными средствами в аппликации являются цвет, выразительность контура.

В подготовительной группе значительное место занимает силуэтное вырезывание. Воспитатель подбирает такой иллюстративный материал, на котором легко показать четкость силуэта, выразительность линий. Можно использовать прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения такого видения предмета способствуют игры «Угадай, что я рисую», «Загадай — я отгадаю» (ребенок или воспитатель очерчивает в воздухе задуманный предмет, а дети отгадывают, что было задумано).
Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, ребенок должен продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т. е. учится планировать предстоящее действие. Важно усвоить навык вырезывания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц (в этом процессе должны участвовать обе руки). Интересной работой, развивающей навык вырезывания, может быть передача формы с натуры. Отбор предметов для силуэтной аппликации зависит от знания формы этих предметов и от технических умений детей. С детьми б—7 лет широко используются коллективные формы работы. Выполнение их обычно приурочивается к празднику. Дети участвуют в оформлении зала, групповой комнаты. Объединившись по 5—б человек, они вырезывают силуэты, составляют композицию, отвечающую общему замыслу.
Воспитатель учит детей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (из отдельных кусочков бумаги, из целого листа). Например, этим способом хорошо передать снег на деревьях, фигурки животных, птиц и т. п.
В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом).
Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания.
В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании — цвет, форму, композицию; в лепке — форму, пропорции, движения и т. д.).

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий. Действуя по своей инициативе, ребенок как бы утверждается в том, чему он научился. В процессе таких индивидуальных занятий особенно ярко проявляются особенности каждого, возникают предпочтения к тем или иным художественным материалам.
Самостоятельная художественная деятельность протекает в часы игр, поэтому особенно важно воспитателю помнить о возможности совместить эту деятельность с игрой. Например, дети лепят угощение куклам или придумывают декоративные узоры для украшения кукольного уголка, затем разворачивают игру в «семью». Воспитатель советует, как оформить комнату куклы, какие нужно взять узоры и т. д.
Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе.
Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).  
Читайте также:

  • Лепка — интересное и полезное занятие для дошкольников
  • Аппликационные работы с детьми
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • На развитие изобразительного творчества детей оказывает влияние выполнение …
  • Просмотрено: 0 раз 12 января 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий