Когнитивное развитие дошкольника Лепка (коллективная). «Птичий двор»
Программное содержание. Вызывать интерес к птицам, видеть их характерные особенности, соотносить по величине, с помощью стеки передавать оперение.
Материал. Игрушки, изображающие птиц, глина, стеки, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек. Рисование и лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Педагог показывает детям игрушки, изображающие домашних птиц. Обращает внимание детей на форму головы, туловища, их соотношение. Предлагает каждому выбрать любую птицу и вылепить ее. Напоминает, что стекой можно показать оперение.
В конце все работы объединяются в одну общую композицию «Птичий двор». Вылепленные фигурки дети могут использовать в игре.
Рисование с натуры. «Куклы в национальных костюмах»
Программное содержание. Учить детей передавать особенности строения куклы, познакомить с различными деталями национального костюма.
Материал. Бумага альбомного формата, карандаши, краски, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением различных национальных костюмов (4—5).
Методика проведения занятия. Дети рассматривают 2—3 кукол в разных национальных костюмах (например, в русском, украинском, грузинском). Воспитатель обращает внимание на отделку и узор в разных костюмах, на особенности головного убора. Кукол устанавливают на возвышении на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог предлагает нарисовать одну из кукол. Дети рисуют самостоятельно. Воспитатель по мере необходимости помогает индивидуально, напоминая, что все костюмы яркие, красочные, поэтому в рисунке надо использовать разнообразные карандаши. Все рисунки рассматривают в конце занятия.
Это задание можно выполнить красками. В таком случае необходимо подобрать соответствующий тон бумаги, который поможет ярче выделить красочность декоративного узора в национальном костюме.
Лепка. «Каких животных ты любишь?»
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передать их в лепке, изображать разных по форме животных.
Материал. Глина, дощечки, стеки.
Предварительная работа. Рассказ о жизни животных, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает каждому ребенку подумать, какое животное они хотели бы вылепить и что оно будет делать (бежать, стоять, лежать и т.д.). В ходе занятия педагог помогает детям советом. По окончании работы просит рассказать о наиболее интересных фигурках, придумать небольшой рассказ о приключениях мишки, слоненка, жирафа и т. д.
Рисование. «Какие животные живут в жарких странах?»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности животных жарких стран, создавать небольшой сюжет.
Материал. Бумага альбомного формата, цветные мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, вода.
Предварительная работа. Чтение рассказов о животных. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям сказать, какие они знают передачи по телевидению о животных, просит назвать их («Ребятам о зверятах», «В мире животных»), спрашивает, какие животные живут в жарких странах. Предлагает нарисовать кого-нибудь, показать, что это животное может делать (например, слоненок обливает себя водой, обезьяна прыгает на ветках, бегемот купается и т.д.). Дети рисуют. В заключение они рассказывают, кого они нарисовали.
Рисование. «Весенний дождь»
Программное содержание. Развивать у детей интерес, к окружающему, учить передавать явления природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик, он помогает расти траве, цветам, изображать фигурки людей с яркими зонтиками.
Материал. Бумага в половину альбомного листа, карандаши, цветные восковые мелки (пастель).
Предварительная работа. Наблюдение весеннего дождя. Чтение стихов о весне, дожде. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Дети по просьбе воспитателя вспоминают о дожде народные стихи:
Дождик, дождик, пуще, Дождик, дождик, посильней,
Станет травка гуще. Капай, капай, не жалей.
Педагог спрашивает детей, каким можно назвать весенний дождик: грустным или веселым, уточняет ответы: «Весенний дождь веселый. Все радуются, что кончилась зима, скоро зазеленеют деревья, расцветут цветы. Нарисуйте дождик, как он пошел из тучки, а дети его не боятся, у них в руках разноцветные зонтики». В заключение все рассматривают рисунки весеннего дождя.
Лепка. «Мы любим спорт»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, замысел, учить передавать фигурки людей, занимающихся спортом (играют в мяч, бегут, делают зарядку и т. д.).
Материал. Глина, дощечки, стеки. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книгах о спорте.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям о том, как важно быть сильными, крепкими и что помогает в этом спорт. Спрашивает, какие виды спорта они знают. Предлагает показать это в лепке (например, девочка играет в мяч, мальчик — хоккеист и т.д.). Дети самостоятельно лепят. В конце все работы помещают на общую подставку. Дети находят наиболее выразительные из них.
Рисование. «Цветущие сады»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту, учить изображать цветущие деревья (яблони, вишни и др.), передавать строение дерева, располагая его на всем листе.
Материал. Бумага альбомного формата, краски (гуашь, акварель) , кисти, вода.
Предварительная работа. Наблюдение за цветущими деревьями. Чтение стихов, пение песен о весне.
Методика проведения занятия. Воспитатель читает стихи Н. Некрасова:
Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят.
Предлагает детям нарисовать цветущие весенние сады (вишневые, яблоневые), напоминая, что надо располагать деревья, кусты по всему листу бумаги. В конце рассматривают, какие получились цветущие сады. По окончании работы все рисунки составляют вместе и получают один огромный сад.
Декоративное рисование. «Узор из весенних цветов»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, учить из знакомых элементов, форм составлять композицию узора, располагать его на бумаге разной формы (круге, квадрате, прямоугольнике, полосе).
Материал. Бумага разной формы, краски.
Предварительная работа. Рассматривание узоров. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям придумать узор и назвать его весенним. «Узор,— говорит воспитатель,— может быть составлен из одуванчиков, тюльпанов, нарциссов и других весенних цветов. Эти цветы могут по-разному сочетаться между собой и быть нарисованными в круге, на полосе, в прямоугольнике». Показывает несколько вариантов узора. Дети самостоятельно выбирают формы и рисуют узор. В конце все рассматривают рисунки, дети узнают, какие цветы нарисованы.
Аппликация (коллективная). «Едем на дачу»
Программное содержание. Развивать у детей умение коллективно выполнять работу, учить вырезывать из бумаги разные по цвету прямоугольные формы (вагончики), наклеивать окна, дорисовывать пассажиров, составлять общую композицию.
Материал. Бумага в виде полосы (60X 150 см), цветные формы, фломастеры.
Предварительная работа. Рассматривание картинок, иллюстраций. Рисование, аппликация в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает сделать коллективную аппликацию «Веселый поезд». Каждый ребенок вырезывает из цветного листа вагончик, из полосы бумаги, сложенной в несколько раз,— окна вагончика. В окнах они рисуют тех, кто едет отдыхать на дачу. Самостоятельно дети могут дополнить аппликацию — нарисовать цветы, бабочек, яркое солнце. Получается коллективная композиция, в которой сочетаются рисунок и аппликация. Дети с интересом рассматривают веселый поезд.
Занятие аппликацией на эту тему можно планировать и на двух занятиях, учитывая возможности детей.
Тематическое занятие. «На чем или на ком бы ты хотел покататься?»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выбирать содержание, выполнять свой замысел, передавать разные виды транспорта, животных в рисунке, лепке, аппликации.
Материал. Бумага альбомного формата, краски, карандаши, глина, дощечки, цветная бумага, ножницы, клей.
Предварительная работа. Чтение рассказов о путешествиях.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они путешествовать: «Наступает лето, и многие взрослые и дети отправятся путешествовать. На чем бы ты хотел отправиться в путешествие?» Дети сами придумывают вид транспорта: пароход, поезд, автобус, самолет. «А может быть, ты хотел бы путешествовать на слоне, лошади, жирафе и т. д.»,— говорит педагог и предлагает каждому изобразить это в рисунке, лепке или аппликации (см. форзац в конце книги). В конце все рассматривают работы, каждый рассказывает, что он изобразил.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011