Рисование. «Белоснежна, белокрыла наша зимушка-зима»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, замечать красоту зимних деревьев,
передавать очертания стволов, веток, используя контрастное сочетание красок.
Материал. Репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», бумага тонированная, краски.
Предварительная работа. Наблюдение природы. Рисование вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель читает стихи Б. Капетян:
Белоснежна, белокрыла Все прилежно побелила:
Наша зимушка-зима, И деревья и дома.
Спрашивает детей, чем нравится им зима, какими красками можно передать заснеженную зиму, как называют февраль (вьюжный, кривые дороги), почему много снега выпадает в феврале .(часто бывают вьюги). Предлагает нарисовать картинку о зиме: черной, коричневой красками—деревья, белой краской или чуть-чуть бело-розовой, бледно-голубой — снег. Показывает картину И. Грабаря «Февральская лазурь», обращая внимание на преобладание голубого цвета. Дети рисуют, в заключение рассматривают свои рисунки, находят те, в которых более выразительно передана зима. Они могут рисовать не только красками, но и цветными восковыми мелками, ими хорошо изображать стволы деревьев, ветки.
Лепка. «Белочка»
Программное содержание. Вызвать у детей интерес к обитателям леса, лепить фигурку из целого куска и частей, передавать выразительность образа (белочка прыгает с ветки на ветку), использовать стеку.
Материал. Глина, дощечки, игрушка белочка (картинка).
Предварительная работа. Игры с игрушками. Чтение стихов, рассказов о животных. Рассматривание иллюстраций в книгах.
Методика проведения занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе . Орешки я грызу.
(Белочка.)
Дети отгадывают. Педагог показывает игрушку (картинку), предлагая назвать характерные признаки зверька (острые с кисточками ушки, большой пушистый хвост, маленькие лапки, любит орехи, грибы). Дети лепят, стекой намечают глаза, рот, шерсть.
По просьбе воспитателя делают шишку (орех, грибок) и вкладывают в лапки белке. Можно предложить детям слепить белку с бельчатами. При этом ребята учатся соотносить фигурки по величине.
Рисование. «Зоопарк»
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к животным, стремление нарисовать их, выбрать персонаж для изображения, использовать различные графические материалы, карандаши, акварель, цветные мелки, гуашь.
Материал. Бумага в половину альбомного листа, цветные карандаши, мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, вода, палитры.
Предварительная работа. Чтение рассказов о животных, книги С. Маршака «Детки в клетке», рассматривание иллюстраций, игра в «зоопарк» с игрушками животными.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, были ли они в зоопарке, каких видели зверей, могут ли назвать детенышей этих зверей (у слона — слоненок, у медведя — медвежонок, у тигра — тигренок и т.д.). Затем напоминает содержание книги С. Маршака «Детки в клетке», читает один из эпизодов. После этого предлагает нарисовать детенышей животных, которые им очень нравятся. «Из рисунков,— говорит педагог,— мы сделаем свою книжку и будем рассказывать о животных разные истории. Каждый может придумать свою интересную историю». Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на использование различных материалов в зависимости от образа (мелками лучше передать пушистую шерсть тигренка, краской — нарисовать полосатую зебру, длинного жирафа, акварелью — серого слоненка, карандашами — зайчонка и т. д.). По окончании работы дети выбирают те изображения, которые лучше получились. В свободное от занятий время воспитатель с детьми делает книжку «Зоопарк».
Лепка. «Лошадка» (по мотивам филимоновской игрушки)
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска, вытягивая и прищипывая мелкие детали, по желанию лепить фигурку человека на лошадке.
Материал. Филимоновская и дымковская игрушки, глина, дощечки, стеки.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель рассказывает о том, что в селе Фйлимоново живут и работают мастера глиняной игрушки. Спрашивает, где еще лепят глиняную игрушку (в селе Дымково). Показывает две игрушки — лошадки разных промыслов (дымковскую и филимоновскую), просит показать, где дымковская игрушка, чем отличается филимоновская игрушка (формой, узором). Предлагает вылепить филимоновскую игрушку так, чтобы ноги лошадки были устойчивыми. Тем, кто затрудняется, показывает приемы лепки. По желанию дети лепят фигурку всадника, В заключение дети рассматривают фигурки, Находят более удачные. Когда фигурки высохнут, их можно расписать. Это лучше сделать на занятии декоративным рисованием.
Аппликация (коллективная). «Наша Армия родная» (планируется два занятия)
Программное содержание. Закреплять у детей умение коллективно выполнять аппликацию, использовать навыки вырезывания: круглых форм из квадратов, овальных — из прямоугольников.
Материал. 3—4 больших листа (60X80 см), цветные формы, ножницы, клей.
Предварительная работа. Пение песен, рассказывание стихов о Советской Армии.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель спрашивает детей, какой приближается праздник, каких солдат они знают, кем они служат (танкистами, летчиками, моряками, парашютистами). Предлагает распределиться по 4—5 и вместе сделать красивый праздничный плакат «Наша Армия родная».
Дети вырезывают фигурки людей, силуэты танков, самолетов, корабля, звезды по готовым формам, обводя предварительно их контур. Флажки, ленты они вырезывают самостоятельно. Вместе с воспитателем дети составляют композицию плаката.
2. Коллективная работа продолжается. Дети приклеивают вырезанные формы. Воспитатель следит, чтобы все дети работали аккуратно. По окончании плакат помещают на всеобщее обозрение. Занятие можно закончить песней о Советской Армии.
Декоративное рисование. «Придумай узор»
Программное содержание. Развивать у детей чувство цвета, умение самостоятельно составить узор из знакомых элементов дымковской, филимоновской, городецкой росписи (по желанию), а также придумать другое сочетание.
Материал. Бумага тонированная разной формы, белая, силуэты народных игрушек, краски.
Предварительная работа. Рассматривание предметов народного творчества. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию определённую форму (круг, полосу, квадрат, прямоугольник или силуэт фигурок дымковской, филимоновской игрушек) и придумать узор для их украшения. На столе воспитатель расставляет народные игрушки с городецкой росписью, разделочные доски, гжельскую посуду. Предметы прикладного искусства помогают детям вспомнить особенности каждого узора. В заключение занятия работы остаются на столах, дети их рассматривают, называют те, которые больше напоминают народную роспись.
Примерное комплексное занятие«Клоуны»
Программное содержание. Создавать у детей образ петрушки — веселой народной игрушки средствами различных видов искусств, закреплять умение пользоваться разными изобразительными материалами (пластилин, цветная бумага, краски), развивать чувство композиции, воображение, умение совместно работать.
Материал. Пластилин и все необходимое для лепки; большие листы тонированной бумаги для рисования, кисти большого размера, краски (гуашь); для аппликации — готовые формы в конвертиках на каждого ребенка, большой лист тонированной бумаги для коллективной работы «Петрушки на елке» (занятие лучше провести в зале; подготовить костюм петрушки, 2—3 игрушки клоуна).
Предварительная работа. Игры с куклой бибабо. Пение песен, чтение стихов о Новом годе.
Методика проведения занятия. Дети входят в зал, встают вокруг украшенной елки. Под музыку вбегает петрушка-ребенок (школьник или взрослый). Он загадывает загадку про петрушку, дети ее отгадывают.
— Ай да, молодцы! — говорит петрушка.— Правильно отгадали. Я веселая игрушка, и зовут меня петрушка! Посмотрите, какой я красивый. (Поворачивается.) Какой воротничок, а какие пуговицы! Но самое лучшее украшение — колпак с бубенчиками.
Я умею и петь, и танцевать, и загадки загадывать. Вот послушайте:
Что же это за девица, И не порет, и не шьет,
Не швея, не мастерица. А в иголках круглый год.(Елка.)
Он весь из снега, изо льда,
И борода его седа,
Но каждый год его мы ждем,
С ним праздник к нам приходит в дом.
Он всем подарки нам принес.
Конечно, это … (Дед Мороз.)
(Дети отгадывают.) А вы знаете загадки? (Дети загадывают.) Мне Дед Мороз сделал очень хороший подарок. Хотите покажу? (Выходит за дверь и приносит игрушки петрушек, клоунов.) Вот сколько у меня братьев. (Показывает игрушки, обращая внимание на веселое выражение лица, яркий костюм, колпак у каждой игрушки.) Композитор Д. Кабалевский сочинил музыку про нас, она так и называется «Клоуны». Послушайте ее. (Дети садятся вокруг елки на пол и слушают музыку. Можно использовать грамзапись.) Веселый народ — петрушки. Очень мы любим петь, играть, плясать. (Дети танцуют «Пляску петрушек».) Хорошо вы плясали! А умеете ли рисовать, лепить? Нарисуйте меня, ведь я такой красивый. А кто-нибудь вылепит или наклеит клоуна.
Дети выполняют задание. Петрушка напоминает, что он веселый и нужно обязательно изобразить его веселым. По окончании все работы собирают вместе, устраивается выставка. Петрушка выбирает те работы, на которых он изображен смешным, пляшущим. После этого все дети вместе с петрушкой водят хоровод.