План занятий по изобразительному искусству на ноябрь для детей 5-6 лет

Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям сделать для друга подарок — красивую аппликацию (например, вырезать из цветной бумаги силуэт какой-либо игрушки, дорисовать фломасте

Аппликация (коллективная). «Наша улица»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома), разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне, уметь согласовывать свои действия с работой всего коллектива.
Материал. Прямоугольники разных тонов, цветные полоски для окон.
Предварительная работа. Наблюдение домов на улице.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям, как много строится в городе домов и что все они разные. Просит назвать основные части дома (крыша, окна, двери, балконы). Затем каждый ребенок строит свой дом: на прямоугольной форме раскладывает окна—квадратики (прямоугольники), вырезанные из полоски, сложенной в несколько раз, располагает их на одном уровне; украшает дом балконами, вырезывает двери. Все части аккуратно приклеиваются. Затем воспитатель помогает ребенку расположить свой дом на листе бумаги (улице города). Прямоугольники (дома) можно ставить по-разному (вертикально, горизонтально).

Аппликация (коллективная). «Дома, украшенные к празднику»

Программное содержание. Создавать у детей радостное настроение, желание украсить дома (вырезанные и накленные на предыдущем занятии) флажками, красными полосками.
Материал. Коллективная аппликация, цветная бумага для флагов, транспарантов, деревьев, клей, ножницы, кисти.
Предварительная работа. Рассмотреть на прогулке празднично украшенные дома. Рассматривание иллюстраций в книгах о празднике.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям закончить аппликацию: вырезать красные флаги, полоски (расположить их на домах так, чтобы они спускались в виде длинных красных полотнищ—транспарантов). Дети дополняют панораму улицы, города: вырезывают силуэты осенних деревьев и располагают их между домами, на верхней части листа наклеивают силуэты облаков.

Лепка. «Мы идем на праздник»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к окружающему, общественным явлениям, стремление выразить свое отношение к праздничным событиям (передать фигурки детей, идущих на праздник с флажками, цветами).
Материал. Коллективная аппликация, цветной пластилин, дощечки, флажки, цветы.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить стихи о празднике, о том, как весело идти на праздник с флажками и цветами. После этого детям предлагают вылепить фигурки людей, идущих на парад. Каждому воспитатель дает красный флажок или цветок. Вылепленные фигурки дети располагают на фоне коллективной аппликации (см. цветные рисунки).
Тематическое занятие. «Мы едем по праздничной улице»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, создавать радостное настроение, связать аппликацию с рисованием (изобразить пассажиров, которые смотрят из окон автобуса).
Материал. Коллективная аппликация, бумага для вырезывания автобуса, фломастеры.
Предварительная работа. Наблюдение на улице за пассажирским транспортом. Рассматривание изображений в картинках, вырезывание различных форм, складывание из них предметов (машин, автобусов).
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям покататься на автобусе по праздничной улице. Для этого надо вначале сделать автобус (сложить бумагу пополам, вырезать, наклеить окна), потом нарисовать своих друзей, с которыми весело ехать по городу.

Рассматривание репродукции картины А. Пластова «Первый снег»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоционально откликаться на художественный образ в картине, создавать радостное настроение от восприятия первого снега, изображенного художником.
Материал. Репродукции картины А. Пластова «Первый снег».
Предварительная работа. Наблюдение за падающими снежинками, красотой первого снега.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть из окна: на деревьях кое-где остались листья, стало холодно, выпал первый снег, он покрыл землю; все рады первому снегу. Затем обращает внимание на картину «Первый снег» А. Пластова. Дети рассказывают, какое настроение у них вызывает эта картина (радость, потому что зимой
можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и т.д.). По просьбе педагога ребята читают стихи про снег, зиму. Воспитатель предлагает подумать и сказать, какую бы картину они нарисовали, чтобы назвать ее «Первый снег».
В свободное от занятий время детям вновь показывают картину и предлагают нарисовать зимний пейзаж.

Лепка. «Дымковская лошадка»
Программное содержание. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться из глины делать игрушки (лепить из целого куска фигурку лошадки приемом вытягивания).
Материал. Дымковская игрушка, глина, дощечки. Предварительная работа. Рассматривание игрушки. Лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель рассказывает детям о мастерах глиняной игрушки, которые живут в селе Дымково на берегу реки Вятки и создают там веселые, нарядные игрушки. Показывает дымковскую игрушку лошадку. Предлагает обвести рукой по контуру (какой он плавный, красивый). Показывает, как из столбика, сгибая и вытягивая, лепят фигурки лошадки, грива выполняется прищипыванием. Напоминает, что поверхность формы надо хорошо отгладить, чтобы потом легче было расписывать красками.

Декоративное рисование. «Роспись лошадки» (по мотивам дымковской игрушки)
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, умение передавать узор на объемной форме, использовать яркие цвета красок для передачи дымковской росписи.
Материал. Глиняные игрушки (побеленные), краски (гуашь ярких цветов).
Предварительная работа. Рассматривание и рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям взять свои фигурки лошадок, которые они лепили из глины. Обращает внимание, какие они стали белые, гладкие: «На белом фоне, как на белой бумаге, хорошо будет заметен яркий дымковский узор». Просит детей сказать, какие элементы узора они будут рисовать. Дети расписывают фигурку. В конце рассматривают работы, выделяют самые яркие, похожие на дымковские расписные игрушки (см. форзац в начале книги).

Рисование. «Порадуем малышей игрушками-забавами»
Программное содержание. Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах, нарисовать для них игрушки, передавать образы этих игрушек яркими красками.
Материал. Бумага цветная альбомного формата, краски, кисти, вода.
Предварительная работа. Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, какие игрушки любят малыши (яркие, забавные). Игрушки для них можно нарисовать и подарить им рисунки. Педагог напоминает, что можно из кружочков нарисовать смешные фигурки игрушек (петрушку, лошарика, ослика и т. д.), малышам будет интересно их рассматривать. Дети рисуют игрушки по желанию, составляют из шариков различные смешные фигурки (см. форзац в начале книги).

Аппликация. «Что можно подарить другу?»
Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам, стремление сделать им приятное, аккуратно выполнять работу из бумаги (вырезать и наклеить какую-либо игрушку), наклеить игрушку на красивый коврик (его нарисовать фломастерами).
Материал. Бумага цветная в четверть альбомного листа, цветная бумага для вырезывания, фломастеры.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям сделать для друга подарок — красивую аппликацию (например, вырезать из цветной бумаги силуэт какой-либо игрушки, дорисовать фломастером некоторые мелкие детали или нарисовать узор — коврик из полосок, на коврик затем наклеить игрушку). Дети самостоятельно выполняют работу. Готовые картинки раскладывают на стенде и рассматривают.

Развитие и воспитание дошкольников