План занятий по изобразительному искусству на апрель для детей 4-5 лет

Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям изображение цветка, сделанного на пластине. Предлагает обследо­вать форму, поверхность, почувствовать, где есть возвышение и углубле

Рисование. «Почему матрешка грустная?»
Программное содержание. Воспитывать у детей положительное отношение к образу, передавать характерные черты персонажа, использовать приемы дымковской росписи для украшения юбки матрешки (рисовать кольца, круги, точки).
Материал. Два изображения матрешек с разным выражением лиц, краски, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Игры с матрешками.
Методика проведения занятия. Воспитатель делает два изображения матрешки: у одной юбка яркая с дымковским узором, у другой узора нет; выражение лица у одной веселое, у другой грустное. С обратной стороны листа у грустной матрешки наклеен кармашек, в который в конце занятия надо вставить лист бумаги с ярким узором и кружок с веселым выражением лица.
Дети рассматривают два изображения, говорят, почему одна матрешка веселая, а другая печальная. Объясняют, что надо украсить ей сарафан. Воспитатель предлагает сделать яркий рисунок ткани, из которого можно сшить матрешке сарафан. Дети рисуют дымковский узор на квадратном листе бумаги. В конце выбирают, какой узор лучше подойдет матрешке. Воспитатель поочередно вставляет в кармашек разные варианты узоров, заменяет кружок с веселым выражением лица.

Лепка. «Мои любимые игрушки»
Программное содержание. Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки.
Материал. Аппликация коврика, выполненная на прошлом занятии, цветной пластилин.
Предварительная работа. Игры с игрушками. Лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям выбрать свою любимую игрушку, вылепить ее и поставить на свой красивый коврик (работа по аппликации), чтобы игрушкам было приятно. Предварительно дети берут свои работы, а затем уже лепят. Можно вылепить и две игрушки (по желанию), чтобы получилась простая композиция: «Мишки катают мячик», «Собачки играют» и т. д. Если ребенок лепит одну игрушку, можно напомнить ему, что хорошо зайке вылепить морковку, мишке — мячик и т. д.

Рисование. «Я ракету нарисую»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним, самостоятельно изобразить ракету.
Материал. Бумага темно-синяя, краски, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание книг о космосе.
Методика проведения занятия. Воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Я ракету нарисую»:
Я ракету нарисую, И пускай она искрится
Синей краской обведу, Алым пламенем всегда,
На борту звезду большую Пусть навстречу звездам мчится
Разукрашу на виду. Наша красная звезда.
Спрашивает, а как можно нарисовать ракету, предлагает кому-либо из детей изобразить ее на доске мелками. Объясняет, что, если ракета летит, ее надо рисовать наклонно. Дети рисуют, украшают ракету красной звездой, рисуют звезды в темном небе. В конце рассматривают рисунки на стенде.

Аппликация. «Угадай, кто это»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, воображение, уметь самостоятельно вырезывать из частей персонажей, дорисовывать их фломастером, карандашом (черты лица, украшение одежды).
Материал. Бумага разного тона в четверть
альбомного листа, цветная бумага для наклеивания.
Предварительная работа. Рассматривание картинок. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вырезать что-нибудь из бумаги, а потом все угадают, что получилось. В зависимости от умений вырезывания воспитатель дифференцированно подходит к каждому, советует, какой предмет сделать. В основном дети работают самостоятельно.

Лепка. «Встреча зайца с колобком»
Программное содержание. Закреплять умение у детей передавать сказочный образ, воспитывать доброжелательное отношение к персонажам, развивать воображение, лепить двух персонажей, располагая их рядом на подставке.
Материал. Листы бумаги (7X18 см), глина.
Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок».
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить сказку «Колобок», песенку колобка и спеть ее. Напоминает, что колобок вначале встретил зайца. Предлагает вылепить, как зайчик встретился с колобком. Напоминает приемы лепки зайца. Дети сами могут назвать части, из которых надо сделать фигурку. Каждому ребенку дают дорожки (листочки плотной бумаги, на которых краской нарисована трава или желтовато-коричневая земля). Воспитатель предлагает тем, кто хочет вылепить пенек, на котором можно поставить колобка, рядом с зайчиком вылепить елочку и т. д. Свою лепку дети устанавливают на дорожках.

Рисование. По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей умение располагать изображение на всем листе бумаги, использовать полученные умения при закрашивании карандашами (в медленном и быстром темпе), соотносить направление штрихов с формой предмета, его частей.
Материал. Бумага в половину альбомного листа, цветные карандаши (или цветные мелки).
Предварительная работа. Рассматривание рисунков.
Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать карандашами то, что каждому хочется. Воспитатель следит, чтобы ребята аккуратно закрашивали рисунок. Все работы помещают на стенде.

Тематическое занятие. «Мы гуляем»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки человека, украшать их цветными полосками из бумаги.
Материал. Глина, дощечки, цветная бумага.
Предварительная работа. Игры с игрушками. Лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вылепить фигурки детей, передать их в движении (идут, подняли руку). Дополнить фигурки некоторыми элементами (в руках могут быть флажки, цветы, одежду хорошо украсить цветными полосками).
Все фигурки располагают так, чтобы получилась единая композиция «Мы гуляем» (стоят парами, друг за другом и т. д.).

Аппликация. По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей интерес к окружающему, использовать приемы вырезывания простых форм.
Материал. Цветная бумага в половину альбомного листа (фон), цветная бумага для вырезывания, ножницы, клей, тряпочки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вырезывать из цветной бумаги любой знакомый им предмет, игрушку, цветы, посуду и наклеить на цветной фон бумаги. Дети сами выбирают материал. В конце все рассматривают аппликацию, узнают, что изобразил каждый.
Лепка. Барельефы «Красивые цветы»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на глиняной пластине.
Материал. Глина, дощечки.
Подготовительная работа. Рассматривание готовых барельефов. Игры с песочными формами на прогулке.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям изображение цветка, сделанного на пластине. Предлагает обследовать форму, поверхность, почувствовать, где есть возвышение и углубление. Показывает, как надо лепить: отдельные части цветка накладываются на поверхность пластинки. Воспитатель просит придумать разные варианты цветов. В заключение дети рассматривают работы, показывают наиболее красивые цветы (по форме лепестков, листьев).

Декоративное рисование. «Придумай узор»
Программное содержание. Развивать у детей чувство цвета, композиции, самостоятельно располагать элементы узора на форме (в углах, середине, по прямой).
Материал. Бумага разного тона, краски.
Предварительная работа. Рассматривание узоров. Рисование в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Предложить детям самостоятельно придумать узоры для блюдца, салфетки, коврика, использовать разные элементы народных орнаментов. В конце воспитатель просит детей показать композиции узора, найти интересные по цвету.

Развитие и воспитание дошкольников