Когнитивное развитие дошкольника Рисование. «Снегопад»
Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, замечать красоту ритмично падающих снежинок, изображать снег всей кистью и концом, учить видеть выразительность рисунка, выполненного одним цветом.
Материал. Бумага (голубая, серая, синяя), краски (можно разложить по столам розовато-белую, бледно-голубую), кисти.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение за природой в разное время дня (изменение цвета снега).
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением заснеженного леса, яркого, солнечного зимнего дня. «Скажите, дети,— говорит педагог,— почему снег разного цвета? Как вы думаете, здесь изображено утро или вечер?» Ребята отвечают. Воспитатель предлагает нарисовать снегопад (когда много снега, все становится сказочно белым). Дети рисуют, самостоятельно придумывая содержание рисунка.
Педагог поощряет стремление детей использовать разные приемы рисования кистью: концом, изображая ветки; всем ворсом (покрывая краской большие плоскости листа) землю, толстый ствол дерева. В заключение работы располагают так, чтобы получилась картина зимнего снегопада.
Лепка. «Кукла с мишкой танцуют»
Программное содержание. Подводить детей к коллективной лепке, передавать образы веселых игрушек.
Материал. Деревянная богородская игрушка, глина, дощечки. Предварительная работа. Рассматривание скульптурных фигурок, иллюстраций с изображением богородской игрушки. Лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить «Игру с мишкой» Г. Финаровского и предлагает показать, как пляшут кукла и мишка. Обращает внимание на богородскую игрушку «Плящущий медведь» или картинку, поясняя, как передано движение лап в пляске. После этого дети лепят плящущих куклу и мишку. Каждый лепит одну фигурку, затем соединяет их вместе. Дети рассматривают поделки, называют более удачные. Воспитатель стремится подметить в каждой фигурке что-то необычное радостное.
Рисование. «Мишка веселый, мишка грустный»
Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу, желание придать образу настроение: грустное — опущенные углы губ; веселое — губы приподняты или вытянуты в улыбке.
Материал. Иллюстрации с изображением мишки веселого и грустного, цветные карандаши, бумага в половину альбомного листа.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Рисование смешных человечков.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и посмеяться, обращая внимание, как меняется выражение лица. Предлагает кому-либо показать, каким бывает человек, когда грустит. После этого дети рассматривают картинки с изображением веселых и грустных лиц. Педагог просит показать, на какой картинке мишка (зайка) грустный, на какой веселый, почему они так думают. Объясняет: «Когда мишка смеется, уголки рта подняты вверх или растянуты в улыбке, а когда он грустный, уголки рта опущены». Дети рисуют мишку веселого или грустного. В заключение воспитатель рассматривает с детьми рисунки, спрашивает, почему мишка такой печальный или веселый (по желанию). Дети придумывают рассказ. Беседы по рисункам продолжаются и вне занятий.
Лепка. «Чашки для кукол»
Программное содержание. Вызывать у детей интерес к работам по аппликации и декоративному рисованию, создавать форму предмета пластическим способом из шара, путем получения полой формы, лепить коллективно.
Материал. Аппликативные работы (декоративные салфетки), глина, кукольная мебель.
Предварительная работа. Рассматривание книги С. Капутикян «Маша обедает». Игры с куклами.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям, как они украшали чашку и ставили ее на салфетку. «Сегодня мы будем лепить чашку с блюдцем,— говорит педагог,— один слепит блюдце, другой — чашку, и поставим их на салфеточку». В зависимости от умений детей воспитатель дифференцирует задание: те, кто слабо лепит, делают тарелочку, другие — чашку.
Ребята лепят и потом сравнивают, какие чашки им больше понравились, почему. Кто выполнит работу быстро, лепит к чаю баранки, печенье, конфеты. Дети расстилают салфеточку, украшенную узором, на кукольный стол, расставляют чашки с блюдцами, на блюдца кладут баранки, печенье, конфеты и усаживают кукол.
Декоративное рисование. «Украшение узором сказочной птицы»
Программное содержание. Вызывать у детей интерес к сказочным образам, стремление украсить фигурку элементами узора (точками, мазками, полосками), аккуратно пользоваться кистью.
Материал. Рисунки с изображением золотой осени, сказочного сада, фигурки птиц (побеленные), краски, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книгах, находить реалистические и сказочные изображения.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает 2—3 рисунка реалистически изображенного леса (ранние осенние работы детей) и 2—3 работы (сказочного сада). Спрашивает, в каком лесу лучше жить сказочной птице, почему. На стенде остаются рисунки сказочного сада. Затем педагог показывает птиц, которые ребята лепили по мотивам народной игрушки, спрашивает, сказочные они или нет, как можно сделать, чтобы они стали сказочными, обращает внимание на яркие тона красок. Воспитатель стремится, чтобы дети сами ответили на эти вопросы. Затем раздает фигурки птиц и предлагает украсить их так, чтобы они были сказочными и могли жить в сказочном саду.
Дети раскрашивают фигурки, которые они заранее (в свободное от занятий время) побелили. Готовые работы устанавливают на фоне рисунков сказочного сада (склеенных в виде ширмы).
Тематическое задание. «Дом игрушки»
Программное содержание. Развивать у детей самостоятельность, умение выбирать образ, выражать к нему свое отношение, использовать знания, полученные в лепке и аппликации.
Материал. Строительный материал, цветной пластилин, дощечки.
Предварительная работа. Игры с .игрушками, сооружение построек из строителя.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, есть ли у них любимые игрушки. «А где покупают игрушки?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «В Детском мире», «Доме игрушки» и т. д. «Мы можем сделать дом игрушки. Давайте построим его из кубиков и слепим игрушки из пластилина»,— предлагает воспитатель. 6—8 детей делают постройку из строительного материала, остальные лепят игрушки (коллективная работа). Затем дети располагают маленьких кукол, машины в доме игрушек.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011