Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 4-5 лет

Дети средней группы уже знакомы с различными видами изо­бразительной деятельности, поэтому могут в свободное от занятий время, в самостоятельной деятельности изображать различные предметы, я

Когнитивное развитие дошкольника Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 4-5 летУ детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, переданные изобразительными средствами.
Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки: дымковская, филимоновская и др. Народная игрушка радует ребят своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного творчества проводится обычно перед декоративным рисованием (оно вводится в этой группе) и при оформлении лепных работ. Дети украшают узором коврик, платочек (полоску, квадрат). Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты филимоновской лошадки, коровки, дымковской куклы, которые накладываются на украшенные узором квадраты, полоски. Перед детьми возникает необычный красочный образ игрушки, похожей на народную (см. форзац в начале книги).
Воспитатель использует также скульптуру, изображающую животных, поворачивая ее в разные стороны (данный прием надо чаще применять и при восприятии детских работ). Дети рассматривают фигурку с разных точек зрения, что обогащает их представление о персонаже, помогает увидеть характерные особенности (опущенную голову у птички, поднятые уши у зайчика и т. д.).

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы еще очень просты, однако воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к своим рисункам: «Как красиво украшен этот дом, он стал праздничным, нарядным».
Прежде чем изобразить предмет, воспитатель учит детей умению обследовать его форму, помогает ребенку самостоятельно передать строение, основные части и некоторые характерные детали. Если дети лепят или рисуют игрушки, рассматривание должно проходить в занимательной игровой форме, что вызывает у них интерес к образу.

Для того чтобы рисунки детей были более выразительными, желательно предлагать им бумагу разного формата. Так, изображение осенних листьев (ритмичное нанесение мазков) может быть передано на полосе и на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений в расположении рисунков находит воспитатель, так как ребенку пяти лет это сделать трудно.
При изображении сложных предметов, фигур, освоении технических навыков воспитатель использует показ, который сопровождает указаниями, помогающими детям запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора. Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски.
Развивая сюжет, воспитатель стремится к тому, чтобы дети не ограничивались только изображением персонажей. Например, при рисовании цыплят предлагает ребенку нарисовать зеленую полянку, где гуляют цыплята. Дети с интересом сами дополняют сюжет новыми деталями: рисуют траву, цветы и т. д. На каждом занятии воспитатель старается использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность должна иметь место и в том случае, когда ребенок выполняет задание, предложенное педагогом.

Формированию художественно-образного начала в изобразительной деятельности помогает художественное слово. На занятиях хорошо использовать такие выражения, как «травка-муравка со сна поднялась», «красно солнышко», «петушок — золотой гребешок» и т. п., которые раскрывают характерные особенности образа. Эти выражения желательно применять и при анализе детских работ (особенно на сказочную тематику).
С целью развития детского творчества воспитатель может предложить ребятам творческие задания. Они способствуют не только передаче выразительности образа, но и вносят некоторое разнообразие в процесс изобразительной деятельности. Так, воспитатель дает творческое задание: «Нарисуем, как желтые, красные листья в воздухе кружатся». Дети рисуют листья на деревьях, на кустах, падающими на землю. Хотя задание для всех общее, каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу.

Предлагая творческие задания, воспитатель должен создать необычную для детей ситуацию новизны. Как правило, ребята изображают знакомые предметы, формы, но сочетание их дается необычно, ново. Например, дети рисовали предметы круглой формы, разноцветные мячи. А в творческом задании может быть другое образное решение: «Разноцветные огни на елке». Для этого потребуется бумага синего, фиолетового тона, тогда и огни на ветках елки будут выглядеть ярче, праздничней. Дети с радостью приступают к рисованию тех же круглых форм (шаров, огней новогодней елки).
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации в средней группе можно предложить коллективные работы, которые требуют от детей совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий. Воспитатель выступает в роли организатора, постепенно приучая детей к этим видам работ: вместе нарисовать или наклеить, например, бабочек на лугу, рыбок в аквариуме, вылепить птичек, которые собираются вокруг мамы-птички (игрушки) и т. д.
При обучении детей формообразующим движениям педагог обращает внимание на разнообразие этих движений, так как все чаще ребятам приходится рисовать различные очертания круглых, прямоугольных форм. Усложняется процесс лепки предметов. Вводится вырезывание ножницами. Воспитатель знакомит детей с разными способами изображения предметов, используя различные художественные материалы. Дети учатся владеть кистью (рисовать концом и плашмя; закрашивать части предмета, наносить элементы узора на силуэт и т.д.); лепить из частей, плотно соединяя их вместе; осваивают наиболее простые приемы вырезывания по прямой, закругление углов.

Иногда воспитатель ставит задачу передать какой-либо образ, используя разные способы. Например, чтобы украсить платье кукле, можно нарисовать узор или наклеить готовые красочные формы. Занятие такого типа (тематическое) подводит детей к комплексному, на котором происходит сочетание разных видов изобразительной деятельности (рисования, аппликации, лепки), музыки, художественного слова.
Комплексному занятию должна предшествовать предварительная работа: чтение рассказа, сказки, разучивание стихов, потешек; на музыкальных занятиях дети двигаются под музыку, выразительно передавая образы разных персонажей.

Дети средней группы уже знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому могут в свободное от занятий время, в самостоятельной деятельности изображать различные предметы, явления. Их рисунки часто декоративны по цвету, из готовых силуэтов они сами составляют узоры. Воспитателю нужно чаще давать детям возможность познакомиться с книжной графикой, скульптурой малых форм, декоративно-прикладным искусством. Ребята с интересом рассматривают иллюстрации. Желательно предлагать ребенку альбомы для раскрашивания, с помощью которых они учатся закрашивать силуэты, формы разных предметов, игрушек, персонажей. Большую ценность имеют альбомы, предлагающие дорисовать отдельные элементы, части предметов. Таким образом, самостоятельная изобразительная деятельность детей обогащается как по содержанию, так и по способам изображения.
В конце года воспитатель проверяет уровень художественного развития детей: определяет, как ребенок научился воспринимать изображение на картинах. Для этого детям дают рассмотреть картины, на которых изображены разные явления природы (дождливый день, снегопад, цветущий луг, лес и т. д.). Ребенку предлагают в рисовании, лепке изобразить знакомый персонаж (игрушку). При этом можно увидеть, как ребенок передает форму, улавливает характерные особенности образа.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в средней группе характеризуется большей направленностью на развитие у детей самостоятельности, хотя в этой группе вводятся новые виды деятельности (декоративное рисование, вырезывание из бумаги), освоение которых требует показа способов действий кистью, ножницами.  
Читайте также:

  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Ознакомление детей с изобразительным искусством
  • Просмотрено: 0 раз 12 января 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий