Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 2-3 года

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать и лепить, узнают, как с помощью карандаша, кисти, комка глины можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у

Когнитивное развитие дошкольника Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 2-3 годаНа занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать и лепить, узнают, как с помощью карандаша, кисти, комка глины можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков, лепки.
У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно-образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами передает явления окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно-синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветом мазков создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».
Для того чтобы развивать у малышей образное восприятие, необходимо предоставлять им возможность рассматривать доступные по содержанию картины, иллюстрации, народные игрушки. На занятиях по рисованию, лепке, в повседневной жизни воспитатель показывает детям яркие игрушки, картинки, иллюстрации в книжках-ширмах, книжках-игрушках. При этом обращает их внимание на характерное изображение персонажа: «котик грустный», «петушок веселый», «солнышко ласковое» и т. д.

Благодаря тому что дети постепенно приобретают художественный опыт в процессе восприятия понятных, доступных произведений искусства, их собственная изобразительная деятельность обогащается. Они быстрее учатся «читать» свои рисунки, замечают очертание линий, форм, сочетание цветовых пятен.
Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действий с карандашом, кистью, глиной. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать, лепить. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.
Обучение проходит в игровой форме, которая помогает воспитателю поддержать интерес к данному виду деятельности. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования, лепки. Образ для них становится живым. Малыши подражают гудку машины, разговаривают с воображаемым зайчиком, угощая его вылепленными морковками.

Ведущее место среди методов обучения в первой младшей группе занимает сотворчество воспитателя с детьми. Например, педагог создает на больших листах панораму осенних деревьев, улицы, изображение елки, домов и т. д. (все это может быть выполнено и аппликативным способом). Дети дополняют эти картины тем, что рисуют листья, снег, огни. Процесс сотворчества полезен для художественного развития маленьких детей, так как дает им возможность воспринимать явление в двух планах: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их участию. С каким интересом дети воспринимают коллективный рисунок и находят свои огоньки, листья, снежинки! В предлагаемых конспектах занятий даны различные варианты сотворчества воспитателя с детьми.
Для формирования образного восприятия необходимо предлагать задания, в которых дети узнают образы знакомых им персонажей. Например, если малыши наносят яркие мазки на лист бумаги, то им будет интересно увидеть, как эти мазки украсили юбку у веселой матрешки или сделали живописным декоративный цветок. Такие превращения возможны в том случае, если иметь несколько силуэтов, вырезанных из цветной бумаги, которые накладываются на рисунок, когда краска высохнет.

Изображение формы в рисовании осваивают дети не сразу, быстрее овладевают этим в лепке. При взаимосвязи видов изобразительной деятельности необходимо учитывать данную особенность. В процессе рисования воспитатель поощряет стремление малыша повторять появившиеся простые очертания форм, предлагает назвать их. Если ребенок не отвечает, не следует торопить с ответом, постепенно малыш сам назовет, что получилось.
Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно-игровой характер, т. е. ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом. Немалую помощь в этом процессе оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки («Кто бежит по этой дорожке?», «А кому ты подаришь красный шарик?», «Какой сильный дождик, даже все спрятались в домике!» и т.д.). Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок воображению ребенка.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, потешки, спеть песенку, поплясать. Музыкальный руководитель и воспитатель вместе проводят комплексные занятия, привлекая детей к активному сотворчеству. На этих занятиях дети чаще всего коллективно рисуют на мольбертах (это первоначальные формы приобщения детей к рисованию рядом).

Коллективные работы выполняются небольшими подгруппами (по 8—10 детей). Хотя в первой младшей группе нет занятий аппликацией, целесообразно предлагать детям раскладывать на фланеле-графе силуэты знакомых персонажей, из частей составлять изображение предметов, несложные композиции («домик с елочкой», «зайчик под елкой», «тележка» и т.д.). Это подготовит малышей к аппликации.
В группе должен быть стенд для рассматривания рисунков, что способствует обогащению словаря, развивает у детей образное восприятие.
В конце года педагог предлагает детям задания с целью проверки уровня художественного развития. Вначале малыши рассматривают две картинки, контрастные по цвету: на одной изображено солнышко (день), на другой — огни (вечер). Воспитатель спрашивает ребенка, где светло, а где темно, наблюдая, эмоционально ли он воспринимает то, что нарисовано.

На занятиях рисованием, лепкой по замыслу детям предлагают изобразить знакомые предметы (солнышко, травку, мячи, угощение).
Таким образом, в процессе руководства рисованием, лепкой с детьми воспитатель использует различные методы и приемы: показ способов изображения, метод пассивных движений, рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, предметов, сотворчество, игровые приемы, взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации. Все перечисленные методы и приемы имеют ряд особенностей, которые специфичны для детей третьего года жизни. В отличие от других групп в первой младшей группе занятия проводятся по 8—10 детей. Иногда (особенно во второй половине года) занятия проводятся и со всеми детьми.

Начиная с первой младшей группы, рисование, лепка имеют место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать, лепить. Во время прогулок малыши рисуют на земле, лепят из глины, создают с помощью форм постройки из песка. Эта деятельность обогащает опыт каждого ребенка, способствует приобретению новых знаний об окружающей действительности. Важно, чтобы этот процесс проходил не только в детском саду, но и в семье. Воспитателю необходимо познакомить родителей с особенностями педагогического руководства рисованием, лепкой маленького ребенка, помочь организовать такую деятельность в семье.  
Читайте также:

  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей …
  • План занятий по изобразительному искусству на апрель для детей 2-3 лет
  • Примеры изобразительной деятельности с детьми 1.5-2 года
  • Просмотрено: 0 раз 11 января 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий