Организация занятий с детьми раннего возраста

Показателями правильно проведенных занятий являются достижение намеченной цели, заинтересованность детей, их сосредоточенное внимание и активное поведение, соответствующее возрасту развитие

Специальные игры и занятия могут проводиться с одним ребенком, с небольшой группой детей (подгрупповые занятия) и со всей группой.
Индивидуальные занятия преобладают на первом году жизни, когда для развития ребенка требуется индивидуальный подход. На втором и третьем годах жизни дети реже нуждаются в индивидуальных занятиях, которые, однако, обязательно должны проводиться с детьми, отстающими в развитии, и с вновь поступившими в данную группу.

Объединение детей в небольшие группы может производиться уже на первом году жизни. На занятиях, на которых воспитатель поет, играет на музыкальном инструменте, проводит показы, надо объединять детей, примерно, с одинаковым уровнем развития. Однако и на этих подгрупповых занятиях в поле зрения воспитательницы должен быть каждый ребенок, и она обязательно должна общаться с ним.

Занятия с небольшими группами проводятся преимущественно на втором году жизни (4—6 человек), особенно по развитию речи и действий с предметами. На третьем году жизни подгрупповыми остаются занятия по развитию речи и дидактические игры. Следует объединять в группы до 10—12 детей, примерно, с одинаковым уровнем развития, иначе более развитые, хорошо говорящие, будут подавлять активность менее развитых, пассивных, застенчивых. Ни в коем случае не следует включать в дидактическую игру с пособиями (лото, парные картинки и др.) всю группу, так как игра при этом не достигнет цели. С подгруппой также проводятся новые занятия (лепка, если она дается впервые). Воспитательница проводит индивидуальные и подгрупповые занятия в то время, как остальные дети играют самостоятельно под наблюдением второго взрослого.

Со всей группой проводятся занятия, в которых дети являются зрителями (теневой театр) и те, в которых совместное участие необходимо и полезно (подвижные игры, музыкальные занятия, рисование и др.). Как уже говорилось, в поле зрения воспитательницы должен быть каждый ребенок.

Игры и занятия с детьми должны проводиться по определенным правилам:

  1. Каждое занятие должно проводиться по заранее намеченному плану и преследовать определенную цель.
  2. Занятия проводятся ежедневно в определенные по режиму часы.
  3. Воспитательница должна продумать методику занятий, усвоить текст и подготовить материал (пособия), предварительно позаботиться о том, чтобы этот материал не давался детям перед занятием в самостоятельной деятельности.
  4. Все, способное отвлекать внимание детей, должно быть убрано из их поля зрения; категорически воспрещаются посторонние разговоры взрослых между собой и их хождение по помещению во время занятий.
  5. Воспитательница должна дать детям предварительную установку, предложить убрать игрушки и поставить стулья, сказать во что дети будут сейчас играть, чем заниматься.
  6. В соответствии с материалом занятий надо удобно расположить детей так, чтобы всем детям было все хорошо видно.
  7. Следить за правильной осанкой детей.
  8. Во всех занятиях активизировать речь детей.
  9. Для лучшего восприятия предоставлять детям возможность, кроме слушания и рассматривания, самим активно действовать с материалом занятия.
  10. Усложнять занятия по мере усвоения материала.
  11. Заканчивать занятие переключением детей на самостоятельную игру, не оставляя их в бездеятельном состоянии.
  12. Для закрепления приобретенных в занятиях знаний и умений полагается после занятий давать детям аналогичный материал в самостоятельное пользование.

Показателями правильно проведенных занятий являются достижение намеченной цели, заинтересованность детей, их сосредоточенное внимание и активное поведение, соответствующее возрасту развитие речи.

Методика проведения игр и занятий, которой пользуется воспитатель для решения этих задач, должна опираться на знание общих законов развития детей и исходить из их возрастных и индивидуальных особенностей.

На протяжении всего раннего возраста занятия с детьми преследуют следующие общие задачи:

  • развитие речи, расширение ориентировки в окружающем;
  • развитие деятельности анализаторов (сенсорная культура);
  • развитие движений;
  • усложнение различных видов и форм деятельности (действия с предметами, зачатки изобразительной и конструктивной деятельности); 5) создание положительно-эмоциональных состояний.

Развитие и воспитание дошкольников