Специальные игры и занятия могут проводиться с одним ребенком, с небольшой группой детей (подгрупповые занятия) и со всей группой.
Индивидуальные занятия преобладают на первом году жизни, когда для развития ребенка требуется индивидуальный подход. На втором и третьем годах жизни дети реже нуждаются в индивидуальных занятиях, которые, однако, обязательно должны проводиться с детьми, отстающими в развитии, и с вновь поступившими в данную группу.
Объединение детей в небольшие группы может производиться уже на первом году жизни. На занятиях, на которых воспитатель поет, играет на музыкальном инструменте, проводит показы, надо объединять детей, примерно, с одинаковым уровнем развития. Однако и на этих подгрупповых занятиях в поле зрения воспитательницы должен быть каждый ребенок, и она обязательно должна общаться с ним.
Занятия с небольшими группами проводятся преимущественно на втором году жизни (4—6 человек), особенно по развитию речи и действий с предметами. На третьем году жизни подгрупповыми остаются занятия по развитию речи и дидактические игры. Следует объединять в группы до 10—12 детей, примерно, с одинаковым уровнем развития, иначе более развитые, хорошо говорящие, будут подавлять активность менее развитых, пассивных, застенчивых. Ни в коем случае не следует включать в дидактическую игру с пособиями (лото, парные картинки и др.) всю группу, так как игра при этом не достигнет цели. С подгруппой также проводятся новые занятия (лепка, если она дается впервые). Воспитательница проводит индивидуальные и подгрупповые занятия в то время, как остальные дети играют самостоятельно под наблюдением второго взрослого.
Со всей группой проводятся занятия, в которых дети являются зрителями (теневой театр) и те, в которых совместное участие необходимо и полезно (подвижные игры, музыкальные занятия, рисование и др.). Как уже говорилось, в поле зрения воспитательницы должен быть каждый ребенок.
Игры и занятия с детьми должны проводиться по определенным правилам:
- Каждое занятие должно проводиться по заранее намеченному плану и преследовать определенную цель.
- Занятия проводятся ежедневно в определенные по режиму часы.
- Воспитательница должна продумать методику занятий, усвоить текст и подготовить материал (пособия), предварительно позаботиться о том, чтобы этот материал не давался детям перед занятием в самостоятельной деятельности.
- Все, способное отвлекать внимание детей, должно быть убрано из их поля зрения; категорически воспрещаются посторонние разговоры взрослых между собой и их хождение по помещению во время занятий.
- Воспитательница должна дать детям предварительную установку, предложить убрать игрушки и поставить стулья, сказать во что дети будут сейчас играть, чем заниматься.
- В соответствии с материалом занятий надо удобно расположить детей так, чтобы всем детям было все хорошо видно.
- Следить за правильной осанкой детей.
- Во всех занятиях активизировать речь детей.
- Для лучшего восприятия предоставлять детям возможность, кроме слушания и рассматривания, самим активно действовать с материалом занятия.
- Усложнять занятия по мере усвоения материала.
- Заканчивать занятие переключением детей на самостоятельную игру, не оставляя их в бездеятельном состоянии.
- Для закрепления приобретенных в занятиях знаний и умений полагается после занятий давать детям аналогичный материал в самостоятельное пользование.
Показателями правильно проведенных занятий являются достижение намеченной цели, заинтересованность детей, их сосредоточенное внимание и активное поведение, соответствующее возрасту развитие речи.
Методика проведения игр и занятий, которой пользуется воспитатель для решения этих задач, должна опираться на знание общих законов развития детей и исходить из их возрастных и индивидуальных особенностей.
На протяжении всего раннего возраста занятия с детьми преследуют следующие общие задачи:
- развитие речи, расширение ориентировки в окружающем;
- развитие деятельности анализаторов (сенсорная культура);
- развитие движений;
- усложнение различных видов и форм деятельности (действия с предметами, зачатки изобразительной и конструктивной деятельности); 5) создание положительно-эмоциональных состояний.