Когнитивное развитие дошкольника Принять их как партнеров. Но гораздо труднее создать новые, пусть даже пока игровые отношения и связать с ними эмоции: взаимный интерес, уважение, симпатию к ролевым качествам партнера по игре и Пр. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребенку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить свое определенное отношение к нему.
Мальчик Петя в роли хирурга разыгрывает ситуацию помощи раненому: предлагает переливание крови, становится донором. Ролевое поведение партнеров, признание ими героизма врача и проявление в связи с этим особого расположения к нему способствуют возникновению у него эмоционального подъема. При этом заметны два вида эмоционального состояния, идущих от игрового и реального плана ситуации. На фоне удовлетворения от игры Петя изображает снижение физического и эмоционального самочувствия, слабость, недомогание после переливания крови и то, как он мужественно преодолевает это. На сочувственный вопрос: «Вам плохо?» — отвечает, как бы преодолевая слабость: «Нет, ничего… все в порядке!» Личное внимание персонала к доктору поддерживает яркие положительные эмоции. Экспрессия лица и поза Пети указывают на неподдельное наслаждение своим героизмом и признанием его товарищами по работе.
Но необходимо заострить внимание хирурга на замечательных качествах его сотрудников — партнеров по игре. Обсуждая их заслуги, доброту и заботливость по отношению к больным, он приобретает в игре положительное отношение к ним. Этому способствует глубокое вхождение ребенка в роль врача, гуманно относящегося к больному. Чувство сострадания к пациентам — основа для совместных усилий врачей, сестер, санитаров.
Выражая заботу о больных, он уговаривает по телефону Марину прийти на дежурство ночью. Входя в ее положение, он находит возможность удовлетворить намерение Марины прийти на работу с дочкой. «Вполне возможно,— говорит он. — Врач разрешает». Его деловитость, серьезность, изобретательность сочетаются с оживленностью и способствуют развитию контактного поведения.
Таким образом, на основе устойчивого эмоционального отношения к персонажам-куклам возникают и получают свое развитие самые различные по характеру взаимоотношения со сверстниками, укрепляется положительное отношение к ним. Особенно важно то, что обогащается новым содержанием отношение ребенка к партнерам-сверстникам. В своей роли он входит в их положение, отмечает заслуги, думает о них, планирует совместные с ними «рабочие» мероприятия. Они, таким образом, начинают занимать существенное место в воображаемой ситуации.
Образ персонажа-хирурга, создаваемый ребенком, обогащается при повторении игры, наделяется новыми чертами — особой походкой, характерными движениями и т. д. Одаривая хирурга разнообразными положительными качествами, ребенок хотя бы на время присваивает себе его качества. И тогда процесс перевоплощения начинает способствовать приобретению ребенком, новых качеств.
Присвоение чужих черт происходит наряду с тем, что свои собственные качества, причиняющие неприятности и страдания, в игре отступают, стушевываются, и мы наблюдаем как бы другую личность. В игре, по мысли Л. С. Выготского, ребенок выше себя на целую голову, и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение. Но оно пока ролевое.
Читайте также:
Просмотрено: 224 раз 20 июля 2010