Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников

Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует

Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой — дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Если для отзывчивости в форме сострадания условия создаются самим восприятием художественного произведения, то для проявления содействия (мы имеем в виду не внутреннее содействие, а реальное) у детей нет соответствующих условий.

Таким образом, получается, что все самое ценное, что дает, например, сказка для нравственного воспитания личности, остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому воспитатели и родители должны уметь четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; и не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе.

Иначе говоря, взрослый должен уметь не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Для того чтобы воспитатель мог свободно ориентироваться в ситуациях, возникающих в группе, и при разрешении конфликта использовал бы такой бесценный источник формирования нравственных качеств личности как литература и игра, разберем некоторые из конфликтных ситуаций, которые могут быть использованы в воспитательных целях.

Старшие дошкольники, например, на участке, если группы не изолированы, находятся рядом с малышами. Старшие дети не должны упускать возможность успокоить, пожалеть плачущего малыша, помочь ему отыскать потерянные вещи или игрушки, выслушать и внимательно отнестись к его просьбе и т. д. Если же воспитатель наблюдает безразличное, равнодушное или даже злорадное отношение к малышам, он может, не делая прямых замечаний и не применяя наказаний, привлечь соответствующий литературный материал, например, сказку «Путешествия Нильса с дикими гусями», или «Гуси-лебеди», или «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вместе с детьми вспомнить содержание сказок и спросить, как поступил бы, например, маленький Нильс, когда гусь Мартин попал в беду, как жалела сестрица Аленушка братца Иванушку и т. д. Можно предложить также сыграть в какую-нибудь из этих сказок прямо на участке, с привлечением малышей.

Воспитатель должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям
сверстников
; несправедливое наказание, обида не принятого в общую игру, ушибленное колено, недоставшаяся игрушка — все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Педагог должен сам пожалеть (без излишней сентиментальности) обиженного и привлечь к этому других детей, особенно тех, которые не склонны замечать плохое настроение товарищей, или же тех, кто сам может обидеть другого. Успокоив обиженного, педагог обязательно должен отметить, что они вместе с таким-то и таким-то ребенком пожалели, успокоили и развеселили пострадавшего. Похвала обычно надолго запоминается. Воспитатель может сказать также, что и другие дети должны быть добрыми и отзывчивыми, не смущаясь тем, что именно эти ребята чаще всего и бывают обидчиками.

Развитие и воспитание дошкольников