Появление у детей эмоциональной оценки, сочувствия персонажам

Можно судить по мимике дошкольников: на лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слезы, и тепл

Когнитивное развитие дошкольника Появление у детей эмоциональной оценки, сочувствия персонажам Можно судить по мимике дошкольников: на лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т. д. Когда персонажу грозит опасность, имеет место эмоция испуга, страха: расширяются глаза, дети вскрикивают, вздрагивают.

Однако у некоторых детей появляются смех, улыбки, усмешки, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение. В этих случаях воспитатель должен быть особенно внимателен и чуток. Не прекращая чтения или просмотра, необходимо выделить для себя таких детей и собрать их после чтения сказки. Выяснить, хорошо ли они поняли содержание, для чего попросить их пересказать произведение. Если ребенок не разобрался в содержании, нужно еще раз прочитать ему сказку, а затем опять предложить пересказать то, что он запомнил, и расспросить его о причинах и результатах поступков героев. Если же содержание ребенку ясно и он хорошо пересказывает основные моменты сказок, но при этом выражение его лица говорит о том, что ему никого не жалко или он даже радуется бедам персонажей, тут уже необходима особенно тщательная и кропотливая работа — различные игровые приемы, о которых будет сказано ниже.

Когда дети ведут себя во время спектакля активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность их чувств обычно не вызывают сомнений. Но как быть с детьми, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг? Совершенно очевидно, что они захвачены событиями, но что они чувствуют конкретно, сказать достаточно трудно. С такими детьми также нужно заниматься специально, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к определенным моментам, раскрыть их чувства, которые могут оказаться очень сильными и глубокими.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей в группе во время чтения или просмотра диафильма? Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо и смирно. Это, во-первых, может помешать ребенку полноценно переживать события сказки, а во-вторых, замаскирует многие эмоциональные оценки детей, что затруднит педагогу дальнейшую работу над книгой. Особенно бурный и единодушный взрыв чувств педагог разделит с детьми, сделав соответствующую паузу, выждав, когда дети успокоятся и можно будет продолжать чтение.

И еще раз о добрых слезах. Следует всячески поощрять в детях способность пожалеть кого-то и даже что-то. В. А. Сухомлинский писал: «Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанными колесиками страдает от боли так же, как израненный птенец,— это отзывчивость, основа доброты и поэтичности».

Важно только, чтобы ребенок, плача и жалея, не стремился избегать таких тяжелых для него ситуаций, а пытался по мере своих сил и возможностей выступать как защитник добра и справедливости.  
Читайте также:

  • Игры-беседы детей с персонажами сказок
  • Старшим дошкольникам допустимо читать сказки в вечернее время
  • Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений
  • Что же может дать работа взрослого с детьми после чтения детской художестве …
  • Проявляется эмоциональное отношение детей ко всему художественному произвед …
  • Просмотрено: 284 раз 13 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий