Когнитивное развитие дошкольника Которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем (его можно связать с предстоящим переходом ребенка из детского сада в школу и, что особенно важно, в новый детский коллектив). Идеальными большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям.
Не менее важно воспитателю выявить интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Выявить их можно в специальной беседе, заключающей в себе два основных вопроса: «Что вам нравится, что радует вас в ребенке?» и «Что огорчает, беспокоит в нем?»
Ответы свидетельствуют, что родители сознают (хотя, возможно, сугубо интуитивно) необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных и т. д.
Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно интеллектуального порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребенка быстро понимать материал, умение схватить существенное. Огорчает и тревожит их, в свою очередь, рассеянное внимание ребенка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества — доброта, чуткость, отзывчивость — не являются, по мнению родителей, заслуживающими внимания.
В этом случае необходима разъяснительная работа воспитателя об опасности одностороннего развития и воспитания ребенка, о возможных его отрицательных последствиях.
Немаловажное значение в обеспечении успешной работы с родителями имеет постоянный интерес воспитателя к тому практическому (в широком смысле) опыту ребенка, который приобретается им в домашних условиях.
Воспитателю необходимо выявить, замечают ли родители некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена: любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить (клеить, вырезать), строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же ломает и выбрасывает их.
Направляя внимание родителей на эмоционально-нравственный аспект воспитания, очень важно не только посоветовать, но и помочь родителям найти для ребенка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, деятельность), которое являлось бы реальной практикой заботы о другом человеке: бабушке, больном отце, старшей сестре. «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека,— писал В. А. Сухомлинский.— Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться».
Читайте также:
Просмотрено: 180 раз 12 июля 2010