Можно ли ссориться во время игры?

Все дети отвечают «нет», то на вопрос «Что ты сделаешь, если во время игры твой товарищ обидел тебя?» ответы существенно разные. Наряду с готовностью понять ситуацию, положение сверстника, п

Все дети отвечают «нет», то на вопрос «Что ты сделаешь, если во время игры твой товарищ обидел тебя?» ответы существенно разные. Наряду с готовностью понять ситуацию, положение сверстника, проявить внимание к нему («Мы помиримся», «Я узнаю, что ей надо от меня, и будем играть дальше») обнаруживается и такое отношение, как «Не буду с ним дружить», «Дам сдачи», «Надо сдачи дать и пойти рассказать», «Возьму другого для игры», «Заплачу».

Манера ответов детей во 2-й части беседы более непосредственная и откровенная. Эмоции здесь также выражены более явно.
Еще один пример. Если спросить детей: «Нужно ли делиться угощением, игрушками, инструментом для работы со своими товарищами?» — услышим в ответ: «Да, нужно делиться!» (вопрос из 1-й части беседы). А затем, согласно логике построения 2-й части беседы, тот же самый смысл сформулируем в форме конкретной задачи: «Что нужно сделать, если на столе только одни ножницы, а они нужны и тебе, и твоему товарищу?» (называется имя конкретного ребенка). И тогда многие ответы будут таковы: «Нужны две пары ножниц», «Надо попросить маму, чтобы она купила ножницы для всех», «Положить вторые ножницы», «Нужно еще в магазине купить ножницы» и т. д., т. е. происходит смещение внимания детей с отклика в форме предупредительности и чуткости к другому на преобразование материального обеспечения деятельности.

Наконец, в 3-й
части беседы ребенку предлагают прослушать короткие рассказы, участниками которых являются дети. В качестве обязательных компонентов эти рассказы будут включать: предметные действия героев; проявления определенного отношения одного героя к другому; указание на плохое настроение одного из героев как следствие такого отношения.

Раскрыть эмоционально-нравственный смысл подобных текстов, таким образом, можно будет лишь при сопоставлении всех компонентов: действий, отношений и переживаний героев.

Приведем пример одного из текстов подобных рассказов.
Дима — художник. Дима любит рисовать зверей и часто показывает свои рисунки брату Саше. Вечером дети сидели за столом. Дима нарисовал большого слона с хоботом, ушами. «Смотри, какой у меня слон!» — похвалился Дима. — «Научи меня рисовать такого слона», — попросил его Саша. — «Ты же не умеешь зверей рисовать, подрасти сначала», — ответил тот… К детям подошла мама: «Какой у Димы красивый слон, как настоящий! А ты, Саша, что нарисовал?» Но Саша молчал, низко опустив голову…

Медленно и выразительно рассказывая текст, педагог дает прослушать его ребенку. А затем просит ответить на следующие вопросы: «Что ты запомнил? Расскажи», «Почему замолчал Саша?», «Кто тебе понравился, почему?», «Кто не понравился, почему?», «Кого похвалили взрослые, справедливо ли?», «Как бы ты поступил на месте Димы?»

Последний вариант беседы существенно отличается от первых двух. В его вопросах не содержится никакой подсказки и никакого намека на ожидаемый ответ. Только исходя из собственного опыта, ребенок может понять описанную ситуацию и выразить отношение к действующим в ней героям. По мере формулирования ответов дети раскрывают и осознают нравственный смысл описанной ситуации, обнаруживая переживания и побуждения к действию. Различия между детьми на этом этапе по сравнению с первыми вариантами беседы углубляются.

Развитие и воспитание дошкольников