Когнитивное развитие дошкольника Чаще всего именно эмоциональность обращает на себя внимание, выступая в разнообразных формах: чрезмерной ранимости, повышенной обидчивости, плаксивости и др.
Итак, важно помнить, что эмоциональная чувствительность ребенка может быть обусловлена биологическими и физиологическими особенностями организма и на этой основе особой восприимчивостью ребенка к внешним воздействиям: смене обстановки, перемене режима, похвалам и порицаниям со стороны взрослого и пр.
При правильных условиях обучения и воспитания чрезмерная чувствительность может быть перестроена и подчинена эмоциональному поведению более высокого уровня. Однако для проявления эмоционального отклика детей (в форме сопереживания, сочувствия или содействия) не все условия подходящие в равной степени. Иногда необходимо создание специальных ситуаций, которые были бы для ребенка значимыми и которые, затронув внутренние «струны» его личности, могли бы раскрыть возможности эмоционального отклика дошкольника.
В практике работы с детьми широкое распространение получил прием так называемого «свободного выбора», хотя свободным назвать его можно весьма условно, поскольку он задается в строго обозначенных условиях. Этот выбор осуществляется, как правило, ребенком не только в отношении себя, но и в отношении другого человека (взрослого или сверстника), присутствующего (или предполагающегося) рядом.
Характер выбора для себя (и соответственно для другого), осуществляющийся в обстановке доверительного общения ребенка со взрослым, является существенным показателем складывающихся у него особых, ценностных, смысловых отношений к себе и к другому. Закрепляясь в разнообразных жизненных ситуациях, эти отношения становятся устойчивыми и приобретают характер мотивов.
В умении различать проявления чувствительности и эмоциональной отзывчивости детей, а также в развитии и воспитании у них высших, человеческих эмоций и заключается одна из важных воспитательных задач, стоящих перед педагогами. Успешность и эффективность ее решения зависят прежде всего от организации жизни и деятельности детей в коллективе данной группы, от умения воспитателя своевременно ставить перед ним разнообразные нравственные задачи, от корректности и динамичности его оценок как явных поступков, так и мало выраженных проявлений эмоционального отклика.
Читайте также:
Просмотрено: 263 раз 6 июля 2010