Когнитивное развитие дошкольника Так называемый «вещизм» -, к которому взрослые проявляют особо эмоциональное, заботливое и бережное отношение и которое, соответственно, прививается детям: культ современной мебели, красивой одежды, нарядных украшений, модных коллекций и т. д.
Сама по себе такая линия развития эмоционального отношения к определенному классу предметов, возможно, и не была бы опасной, если бы она определялась воспитательными задачами: научить ребенка уважать труд взрослых, привить бережное отношение к предмету труда других людей и т. д. Однако она становится крайне односторонней и пагубной, когда такого рода выраженный «вещизм» сопровождается принижением человека, его чувств, его отношений.
Причем у детей он проявляется весьма своеобразно. Например, малыш пришел в группу с игрушкой, которая сразу привлекла внимание других детей. Пришлось разрешить поиграть с нею другим детям. Но у малыша сразу возникли сильные переживания (малыш боится, что игрушку сломают или не возвратят, он напоминает детям, что ее надо вернуть ему, и т. д.). И если в этот момент кто-либо из сверстников упал, ушибся, а воспитатель жалеет его, приглашая и обладателя игрушки также пожалеть пострадавшего, то ответного отклика не поступает. Отрицательные эмоции, возникшие из-за вынужденной уступки собственной игрушки, мешают малышу выразить сочувствие: он не обращает внимания на пострадавшего сверстника и продолжает напряженно ожидать возврата своей игрушки.
Или: ребенок, воспитанный в атмосфере культа внешней красивости (одежды, украшений), умеющий беречь и поддерживать эту красивость, проявляет нескрываемое чувство брезгливости, увидев у сверстника пятно на платье, заштопанный рукав кофточки или рубашки. В ситуациях налаживания детских взаимоотношений такой дошкольник совершенно безучастен к переживаниям других детей.
При повышенном внимании и интересе взрослых к сугубо материальным ценностям и недоучете ценностей духовных ребенок может иметь достаточно высокое интеллектуальное развитие, но проявлять при этом весьма умеренное и даже несколько отчужденное отношение к сверстникам, к близким взрослым, к известным сказочным персонажам, которые по сюжету должны вызывать сострадание, нуждаться в помощи.
Такие случаи можно наблюдать не так уж редко. И очень важно, чтобы воспитатель, заметив подобные проявления эмоционального отношения, понял их природу: были ли они случайными, вызванными сложившейся ситуацией, или же представляют собой устойчивую особенность эмоционального поведения, намечающееся свойство или качество личности.
Даже в эмоциональных проявлениях одного ребенка могут иметь место существенные расхождения между способностью испытывать разнообразные эмоции и характером проявления эмоциональной отзывчивости. Эмоциональность связана с особенностями элементарных реакций человеческого организма (на звук, свет и т. д.), а эмоциональная отзывчивость на состояние другого человека — это эмоция высшего порядка, имеющая нравственное содержание.
Читайте также:
Просмотрено: 187 раз 6 июля 2010